Луи Рено. Слава и забвение великого француза
В 30 лет он стал миллионером и ведущим автопромышленником Франции. В Первую мировую войну его называли «Спасителем Франции», созданные им танки громили кайзеровские войска. Во Вторую мировую генерал де Голль обвинил его в предательстве, отобрал предприятие, насчитывавшее более 30 тысяч рабочих мест, и отправил за решетку. С проломленным черепом в коматозном состоянии «французский Генри Форд» был переведен в госпиталь Вилль-Эврар, где скончался 24 октября 1944 г. Звали этого великого человека Луи Рено.

Текст: Дмитрий Протасов

ImageИз рода галантерейщиков

Луи Рено родился 21 февраля 1877 года в семье потомственного галантерейщика. Семья владела фабрикой, многоэтажным торговым центром в Париже и филиалом в Лондоне. Младший ребенок в семье, Луи был окружен заботой и вниманием не только матери и многочисленной прислуги, но и двух сестер и двух братьев. С юных лет Луи проявлял интерес к механике и электричеству — настолько, что в 12 лет убежал из дома, чтобы узнать, как устроен паровоз. Поездка по маршруту Париж — Руан произвела на юного Рено неизгладимое впечатление, и он уговорил отца купить двигатель «Панар» для экспериментов. А когда отец познакомил Луи с создателем паровых автомобилей Леоном Серполе, младший Рено окончательно заболел автомобилями.
Альфред Рено, вовремя поняв, что галантерейщик из сына не получится, отправил Луи учиться в престижную техническую школу. С учебой, правда, у бесшабашного Луи не заладилось, и его призвали в армию. После службы Рено в возрасте 21 года купил свой первый автомобиль — «Де Дион-Бутон» — и с энтузиазмом взялся за его переделку: к трем колесам добавил четвертое, и главное — разработал собственную схему трансмиссии. На «Де Дионе» крутящий момент от маломощного двигателя в три четверти лошадиных силы передавался не через систему шестеренок и цепей, а через коробку скоростей и карданный вал. Прямая передача позволяла передавать на колеса всю мощность двигателя.
Молодой Луи Рено, даже не подозревая, что стал автором гениального технического изобретения, на спор одолел парижскую улицу Лепик с уклоном 13 градусов. Кроме выигранных денег, Рено получил заказ на производство 12 автомобилей. В следующем году он запатентовал коробку переключения скоростей, и его изобретение взяли на вооружение все ведущие автопроизводители Европы.
Окрыленный успехом, Луи Рено окончательно решил стать автопромышленником. На помощь пришли отцовский капитал и опыт старших братьев — в 1899 году была учреждена фирма «Братья Рено», где главным становится самый младший. За год фирма выпустила всего 15 автомобилей «Рено» с двигателем De Dion мощностью в 1,75 л.с. Серийный первенец получил индекс «модель A». Но уже в следующем, 1900 году дела резко пошли в гору — 350 заказов, в том числе и на новую дорогую модель AG-1 представительского класса. Небольшая мастерская превратилась в настоящий завод, раскинувшийся на территории в полгектара. Братья Рено на верном пути к автомобильным миллионам — ведь не только на скучной галантерее можно сколачивать семейный капитал.

Триумф и трагедия автогонок

В 1901 году братья Рено расширили модельную гамму, создав модели D и E, которые производились по лицензии на заводе в Бельгии. Братья понимали, что для коммерческого успеха нужна реклама, лучший вид которой — победы в автомобильных гонках, ставших чрезвычайно популярными в начале XX века. И сами сели за руль. Луи Рено тогда принял еще одно стратегическое решение — самим производить двигатели и другие узлы автомобиля. И это в те времена, когда большинство производителей занимались фактически сборкой и переделкой чужих автомобилей, в основном итальянского и немецкого происхождения.
Первым истинно «реновским» двигателем стал 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1720 куб.см мощностью 14 л.с. для серийного автомобиля «Рено Н». Затем последовал гоночный автомобиль «Рено К» с 4-цилиндровым двигателям мощностью 24 л.с., разработанный инженером Вье. Луи Рено дополнил его первым в мире турбонагнетателем. «Рено К», управляемый Марселем Рено, блестяще победил в тяжелейшей гонке Париж — Вена 1902 года, оставив позади 138 соперников. Максимальная скорость составила невероятные 125 км/час.
Братья Рено решили и дальше продолжить триумфальное участие в гонках. Но судьба распорядилась по-иному. В 1903 году они выступали в гонках Париж — Мадрид. Луи Рено, выжав из своей машины все, пришел к финишу вторым. Лицо его сияло от счастья и усталости, но, странное дело — средний брат Фернан не ликовал и не радовался трудной победе, он лишь мял белую шляпу в руках и взглядом словно что-то искал перед своими ногами. Фернан сообщил страшную новость — во время гонок погиб старший брат. Из-за разбитых камнем очков Марсель Рено не успел вовремя заметить препятствие, автомобиль вынесло на обочину, несколько раз перевернуло, и гонщик оказался погребенным под автомобилем.
Тот этап гонок стал одним из самых кровавых в истории автоспорта — за день погибло десять гонщиков и механиков, а также трое зрителей. Соревнования прервали по приказу премьер-министра Франции. Первый раз Луи Рено засомневался в правильности избранного пути. Несколько недель после потери брата ему казалось, что автомобили в связи с повышенной опасностью могут вовсе запретить. И он даже публично заявил об отказе участия в автогонках. Впрочем, данное слово он вскоре благополучно нарушил.
Однако автомобили так и не запретили, а победы в спорте сделали свое дело — марка «Рено» стала символом успеха, престижа и надежности. Ее популярность перешагнула далеко за пределы родной страны. Луи Рено в 27 лет реализовал не только талант инженера и автогонщика, но и великолепного предпринимателя. Уже в 1904 году коммерческая сеть фирмы состояла из 120 дилеров во Франции и за границей. Младший Рено стал одним из первых европейцев, кто заработал миллион на производстве и продаже автомобилей.

Автобусы, грузовики, такси и малышка «Бебе»

Десять предвоенных лет — с 1904 по 1914 годы — были самыми динамичными в истории развития компании «Рено». Обладая недюжинными коммерческими способностями, Луи Рено первым среди автопромышленников понял, что чем шире сфера деятельности, чем больше моделей ты предлагаешь, тем тверже ты стоишь на ногах. Не забывая про серийные и гоночные автомобили, Рено взялся за коммерческий транспорт. В 1905 году вышли на рынок «Рено»-такси. В 1906 году на выставке в Берлине компания представила свой первый автобус, затем последовали сельхозтехника, грузовики. Луи Рено брался за все и получил государственное признание: правительство наградило автопромышленника орденом Почетного легиона за важную роль в развитии транспорта.
Довоенные легковые автомобили «Рено» были представлены во всех классах. Модельный ряд составлял 10 базовых платформ различных модификаций кузова, комплектаций двигателя, шасси и т.д. Верхние позиции занимают AR (50CV) с 6-цилиндровым двигателем объемом 9,5 литра и CG (40CV) также с 6-цилиндровым агрегатом рабочим объемом 7539 куб.см. Самым популярным, первым народным французским автомобилем стала легкая модель АХ с 2-цилиндровым двигателем в 1060 куб.см. Если Америку посадил на автомобили Генри Форд, то Францию — Луи Рено, и сделал он это раньше своего заокеанского коллеги.
Так же, как Форд, Луи Рено привлекал к работе над созданием автомобилей лучших конструкторов своего времени. Среди прославленных изобретателей, работавших с Луи Рено, особо стоит отметить имя Андре Мишлена. 90-сильная модификация 40CV, оснащенная впервые в мире его легкосъемными шинами, монтируемыми на колеса вместе с ободьями, одержала победу в Гран-при Франции 1906 года.
В 1913 году на заводах Рено работало 5200 человек, которые производили около тысячи автомобилей ежемесячно. На развитие компании оказало влияние и то, что в 1908 году Луи Рено стал ее единственным владельцем, поскольку тяжело заболевший брат Фернан отказался от своего пакета акций.

Спаситель Родины

К началу Первой мировой войны компания «Рено» успешно освоила производство не только автомобильной техники. Луи Рено прекрасно понимал, что война с кайзеровской Германией вот-вот разразится и судьба вновь предоставит ему шанс преумножить капитал и технологический потенциал собственного производства. Армии нужны корабли, авиационные двигатели, тягачи — пожалуйста, мы сделаем все лучше всех, заявлял Луи Рено. Свидетельство тому — рекорды в авиации, установленные на самолетах, оснащенных двигателями «Рено». Например, рекорд высоты 1911 года, когда биплан с пассажиром поднялся на 2460 метров, и абсолютный рекорд беспосадочного перелета 1912 года, когда знаменитые братья Фарман преодолели 1017 км за 13 часов 22 минуты.
Луи Рено снабжал техникой не только французскую армию, но и вооруженные силы других стран, включая царскую Россию. Он был близким другом военного атташе России во Франции графа Алексея Игнатьева, который и добился постоянных поставок «Рено» в русскую армию. Сам император Николай II, любитель автомобилей, проявил интерес к творениям «Рено». Специально для него был собран лимузин-ландоле. Позже на императорском лимузине возили Ленина.
Когда грянула война, производство «Рено» было практически полностью переориентировано на выпуск армейских грузовиков, а с конца 1917 года — оказавшихся удачными легких танков FT-17, состоявших на вооружении французской армии вплоть до Второй мировой. Однако славу «спасителя» Луи Рено помогли снискать не столько танки и грузовики, сколько его автомобили-такси, сыгравшие большую роль в одной из самых грандиозных битв Первой мировой.
Кайзеровская армия предприняла решительную попытку прорвать фронт в районе Вердена, но встретила упорное сопротивление. Прорыв открывал немцам прямой путь на Париж. В критический момент французы сумели задействовать несколько сотен парижских такси, которые быстро перебросили к исходным позициям пехотную дивизию из резерва. Удар по флангу остановил немцев, Париж был спасен, хотя обе стороны понесли огромные потери. Один из таксомоторов-участников Первой мировой украшает экспозицию Военного музея в Париже.
В 1919 году заслуги Луи Рено, в том числе и в прошедшей войне, были отмечены еще раз — власти признали его Первым промышленником Франции, а благодарные французы прозвали автомобильного магната «спасителем Родины», заработавшим, впрочем, на этом спасении огромное состояние.

Неудачный брак, десятилетие застоя

После войны все ожидали от «Рено» новых моделей, новых разработок, новых рекордов и побед в автогонках. Поначалу все так и шло. Производственные линии были полностью переоснащены, Луи Рено и его инженеры активно работали над новыми проектами. В 1920 году появились новые машины, в т.ч. четырехдверные седаны серии GS с мотором 2120 куб.см, а также дорогие и престижные модели FS и HD.
Но в итоге практически все 1920-е годы прошли под знаком модернизации старых моделей. Накануне экономического кризиса в 1928 году были выпущены представительский «Рейнастелла» с 8-цилиндровым двигателем объемом более 7 литров и небольшой «Монасикс» с 6-цилиндровым нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 1476 куб.см. Как ни странно, роскошный автомобиль пользовался гораздо большим спросом, чем более дешевый собрат. Кстати, именно «Рейнастелла» стала первым леворульным автомобилем «Рено» — до этого компания, как и большинство европейских производителей, выпускала машины с правым рулем. Некоторые из фирм окончательно перешли на левый роль только после Второй мировой.
Отсутствие перспективных моделей Луи Рено компенсировал более привлекательной ценой на свои автомобили. Для снижения издержек Рено расширял производство и скупал целые предприятия, например, в 1923 году он приобрел металлургический завод. В 1929 году было произведено более 90 000 автомобилей. По масштабам производства в те времена с ним мог соперничать только Генри Форд.
Вполне возможно, что на бизнес Луи Рено оказал влияние неудачный брак. Французский автопромышленник женился в 1918 году на красавице Кристиане Буллер. Вскоре после рождения сына супруги охладели друг к другу, и у каждого из них появился любовник. У Кристианы — модный писатель Пьер Дрие Ла Рошель, а у Луи — любовницы менялись одна за одной, пока фавориткой не стала молодая актриса Моро, младше промышленника почти на 30 лет. Супруги постоянно ссорились между собой и не скрывали друг от друга и от общества внебрачных связей. Рено меньше всего заботило мнение общества о перипетиях его семейной жизни, гораздо большую тревогу у него вызывали укрепляющиеся позиции конкурентов: «Ситроена» и «Пежо».

Последний взлет

Благодаря знакомству с Моро у Луи, несмотря на тяжелую болезнь почек, словно открылось второе дыхание, вновь вернулся интерес к творчеству. Уже в 1930 году Рено представляет «Нервастеллу» в нескольких модификациях, в т.ч. и в роскошной версии с 8-цилиндровым мотором в 7125 куб.см и закрытым 5-7-местным кузовом. В 1932 году линейка пополняется спортивной «Нерваспорт», а затем и «Нерва Гранд Спорт» с кузовом, которые знатоки того времени считали одним из самых красивых. Вернулись в строй и малолитражные машины для массового покупателя — миниатюрная модель «Жювакатр» с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1003 куб.см, несущим кузовом и независимой подвеской передних колес. Жаль только, что передовую разработку, ставшую прообразом современных переднеприводных автомобилей, ни сам Рено, ни покупатели не смогли оценить по достоинству — модели была уготовлена роль падчерицы.
В то время советское правительство закупило таксомоторы «Рено» для столицы, а оборудование и технологии производства легковых автомобилей стали основой московского автозавода «КиМ», впоследствии получившего имя Ленинского Комсомола. Примечательно, что на последней модели АЗЛК «Москвич-2141» устанавливались двигатели все того же «Рено». Кроме Советского Союза, лицензии и патенты «Рено» приобретали и производители других стран. В частности, патентом на производство автобусов с открытой конструкцией платформы, раскладных сидений мы пользуемся до сих пор.
Последним творением Луи Рено стал малогабаритный автомобиль 4CV, который должен был сменить малышку «Жювакатр». Идею 4CV Рено, скорее всего, почерпнул на Берлинском автосалоне 1938 года. Там Фердинанд Порше представлял прототип KdF-88, ставший после войны легендарным «Жуком». Но на судьбу французского автопромышленника гораздо больше повлияла другая берлинская встреча — с Гитлером и Герингом на автосалоне 1939 года. Луи Рено, разбиравшийся и в людях, и в технике, понял, что войны с Германией не избежать и ему когда-то придется сделать выбор. Вернувшись из Берлина, он объявил: «После войны Франция будет бедной страной. Мы будем вынуждены строить дешевые экономичные машины».

Конец титана

Французская армия очень быстро отступала под натиском гитлеровских войск — ее не спасали ни считавшаяся неприступной линия Мажино, ни грузовики, ни танки, произведенные на заводах Рено. Луи Рено в возрасте 67 лет, больной, разбитый неудачным браком, оказался перед трудным выбором: бросить компанию, смысл всей жизни, и покинуть Францию, либо остаться сотрудничать с немцами и попытаться сохранить и развить производство. К этому времени в его империи трудилось более 30 000 сотрудников. Вопреки ожиданиям многих, Луи Рено, человек, которого некогда называли «спасителем Родины», начинает работать на вермахт, производя двигатели, тягачи, грузовики, пушки и танки. Вполне возможно, он понимал, что жить ему осталось немного, но при любом режиме будут нужны автомобили, которые он любил и мог создавать.
Но призрачные надежды Рено на сохранение производства не оправдались — с открытием второго фронта предприятия компании подверглись массированным бомбардировкам авиации союзников, в результате которых уцелела лишь пятая часть технологических мощностей. А лидер движения Сопротивления генерал де Голль обвинил Рено в предательстве нации.
После освобождения Парижа Луи Рено как государственного преступника бросили в тюрьму Френ, где он подвергся издевательствам и избиениям. В коматозном состоянии и с проломленным черепом Рено отправили умирать в госпиталь Вилль-Эврар, где его дыхание остановилось 24 октября 1944 года. На похороны бывшего Первого автопромышленника Франции, кавалера ордена Почетного легиона пришли только близкие родственники. Франция отвернулась от своего бывшего героя и не простила ему предательства.

Государственная компания

После смерти своего основателя компания «Рено», в соответствии с законом о национализации, перешла в собственность государства. Кроме «Рено» в государственный сектор перешли угледобывающая, газовая, авиационная промышленность, электроэнергетика, морское судоходство, воздушный транспорт, Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. Все их владельцы, кроме наследников Луи Рено, получили компенсацию.
Госуправляющие после войны возобновили выпуск миниатюрной «Жювакатр», а в 1947-м довели до ума и представили на рынок 4CV, которая сходила с конвейера до 1967 года. Участие государства в управлении автокомпанией, как показали десятилетия, оказалось эффективным. Сегодня промышленные объекты и коммерческие учреждения Группы «Рено» находятся более чем в 118 странах, а общее число сотрудников превышает 127 тысяч человек. Несмотря на забвение имени Луи Рено (даже на официальном сайте компании его биография заканчивается 1936 годом), французы остались верными стратегии, выработанной основателем компании: различные направления, оптимизированные затраты на производство и продвижение, а также победы в автоспорте как демонстрация технического превосходства. Поэтому неудивительно, что спустя век машины «Рено», как и прежде, одерживают победы в самых престижных автогонках, включая чемпионат мира и Кубок конструкторов «Формулы-1». Побеждать они будут и впредь, пока французы будут оставаться верны принципам, заложенным Луи Рено, имя которого они так не любят вспоминать.


Команда группы «Рено» — дважды чемпион мира в Кубке конструкторов и среди пилотов «Формулы-1» (2005 и 2006 гг.).

Группа «Рено» входит в число лидеров мирового автопрома. В 2006 году объем продаж компании составил 2 433 604 автомобиля.

На долю группы «Рено» приходится свыше 10% объемов европейского рынка.

За свою жизнь Луи Рено получил свыше 500 патентов в самых различных отраслях техники: автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, оборудовании для морского и воздушного флотов, производстве дизельных двигателей и т.д.

«Рено» (Renault, Regie nationale des usines Renault) до настоящего времени имеет статус государственной компании. Автокорпорация является крупнейшей во Франции автомобильной фирмой, выпускает легковые, грузовые и спортивные автомобили. Штаб-квартира находится в Булонь-Бийанкуре (маленький городок вблизи Парижа).

В 1940 году перед гитлеровской оккупацией на предприятиях Луи Рено трудилось более 30 000 человек, сегодня общее число сотрудников группы «Рено» превышает 127 тысяч человек

Самой массовой моделью Рено стала «Renault 4». С 1946 по 1967 годы произведено и продано свыше 8 миллионов автомобилей этой модели, прообраз которой спроектировал еще до Второй мировой войны сам Луи Рено.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Коментарии (4)
Написал(а) Roman, в 07:00 25.09.2009
Огромное спасибо за статью, очень интересно
Написал(а) Гость, в 14:38 03.07.2011
:cry
Написал(а) петр, в 06:56 19.07.2012
Сколько французов участвовали в Сопротивлении? Не думаю что больше 30 % населения.Остальные трудились на оккупантов.Не думаю что их преследовали после войны.А то что ЛУИ РЕНО не реабилитировали до сих пор, это позор Франции
Написал(а) карабас, в 18:18 15.11.2018
Гораздо меньше 30% раздули после войны. На восточном фронте погибло больше чем в сопротивлении за 5 лет.