РАЙСКИЙ САД ГОТЛИБА ДАЙМЛЕРА
СТАРИННАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГЕРМАНИЯ СЛАВИТСЯ СВОИМИ ВОИСТИНУ РАЙСКИМИ УГОЛКАМИ, вот и крохотный очаровательный Шорндорф с легкой руки когда-то проезжавшего здесь немецкого кайзера получил милое прозвище Райский Сад. Именно здесь, в Райском Саду, с незапамятных времен обосновалось славное семейство Даймлеров. По семейным легендам, патриарх рода Даймлеров в поисках лучшей доли перебрался в эти края из Тюрингии в середине 17-го века, женился на дочери местного бюргера и занялся плотницким делом. Впоследствии его многочисленные потомки становились и плотниками, и булочниками, и землемерами, и виноделами, передавали свое ремесло от отца к сыну и жили тихой патриархальной жизнью. 17 марта 1834 года в дружном семействе Даймлеров родился ребенок, которого по стародавней семейной традиции назвали Готлибом. Отец мальчика содержал собственную маленькую пекарню и надеялся, что в свое время передаст дело сыну. Так и прошло детство Готлиба Даймлера: в тихом ремесленном городке с его старинными улочками, башнями и воротами, в маленькой отцовской булочной с ее аппетитными запахами, среди тенистых плодовых деревьев — в настоящем Райском Саду.


Image

ОН УЧИЛСЯ В НЕПЛОХОЙ ШКОЛЕ, где получил возможность наряду с традиционными школьными предметами освоить еще и техническую специальность. Здесь не обошлось без влияния родного дяди — весьма почитаемого в городке человека, который был главным строителем Шорндорфа и усердно приобщал племянника к технике. Признаться честно, Готлиба с раннего детства значительно больше тянуло к машинам и механизмам, нежели к школьной древней латыни или к отцовскому пекарному ремеслу, но он был послушным сыном и прилежным учеником. Когда в 1848 году он получил аттестат о школьном образовании, переполненный гордостью отец даже прослезился, ведь там были указаны такие немыслимо сложные предметы, как алгебра, геометрия, тригонометрия и даже стереометрия. Более того, в школе мальчика еще и научили очень неплохо рисовать — правда, он выбрал весьма специфический вид живописи и с любовью изображал местных представителей фауны, старательно подписывая их названия и происхождение не как-нибудь, а на древней латыни.

Image

ВСЕ ШЛО СВОИМ ЧЕРЕДОМ В МАЛЕНЬКОМ МИРНОМ РАЙСКОМ САДУ, но порой случаются такие грандиозные бури, которые докатываются даже до самых укромных уголков. Так и вышло, что именно в этот момент до тихого Шорндорфа докатились громкие революционные раскаты. Начало формироваться гражданское ополчение, все громче звучали призывы к всеобщему вооружению. Отец мальчика смекнул, что не время делать из сына мирного пекаря, а неплохо было бы отдать его на обучение к местному оружейнику герру Райтелю — с такой-то профессией парень всяко в эти бурные времена на хлеб с маслом заработает. Сказано — сделано, и Готлиб Даймлер становится учеником оружейных дел мастера.

НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ЮНОША БЫЛ В ВОСТОРГЕ ОТ НОВОЙ ПРОФЕССИИ. Оружие его не привлекало, да и стать заурядным ремесленником в крохотном городишке казалось ему слишком скучным. Он хотел для себя значительно большего, а большим в его представлении были паровые машины. Так Готлиб Даймлер попадает в штутгартское профессионально-техническое училище, организатором которого был некто Фердинанд Штайнбайс, сыгравший не последнюю роль в судьбе юноши. На этом безмятежное детство Готлиба Даймлера закончилось, потому что начались годы тяжелой учебы и не менее тяжелой трудовой пахоты.

Image

В 1853 ГОДУ ГОТЛИБ ДАЙМЛЕР НАЧАЛ РАБОТАТЬ В ИЗВЕСТНЫХ МАСТЕРСКИХ «Ф. РОЛЛЕ И ШВИЛЬКЕ» ПОД СТРАСБУРГОМ (деньгами на путевые расходы и необходимыми рекомендациями его снабдил тот самый господин Штайнбайс). Этот крупный машиностроительный завод был широко известен именно как отличная школа производственной практики для молодых выпускников. Рабочий день начинался в пять утра и порою при срочных заказах продолжался до глубокой ночи. Готлиб Даймлер впоследствии вспоминал те годы как утомительную череду бессонных ночей и такую тяжелейшую работу, как будто он был рабом в древнеримских каменоломнях. В то же время он признавал, что это был бесценный период с точки зрения практического опыта. К тому же, юноша очень серьезно воспринял совет своего мудрого наставника Штайнбайса и основательно занялся изучением французского языка, хотя время на это ему снова приходилось отрывать от редких часов отдыха.

Image

ОН БЫЛ ПРЕИСПОЛНЕН ЧЕСТОЛЮБИВЫХ ПЛАНОВ, и через несколько лет, в 22-летнем возрасте, был назначен бригадиром. В этот момент завод начал заниматься производством локомотивов. Вскоре не по годам ответственный и вдумчивый Даймлер понял, что для более успешной работы ему здорово не хватает теоретических основ. Он ощущал серьезные пробелы в своих технических познаниях и пришел к выводу, что придется продолжать учебу. Он вновь едет в Штутгарт, предварительно дав слово своему работодателю герру Месмеру, что после обучения непременно вернется обратно, и после первого же семестра в политехнической школе получает почетный титул «исключительного ученика». Даймлера даже освобождают от платы за обучение — правда, не без помощи его «ангела-хранителя» Фердинанда Штайнбайса, который был прекрасно осведомлен о финансовых затруднениях юноши, но глубоко верил в его талант. Отец Даймлера воспитывал еще четверых детей и мало чем мог помочь Готлибу, так что на жилье и пропитание юноша зарабатывал сам в свободное от учебы время.

Image

ОН ЗАКОНЧИЛ УЧЕБУ В 25 ЛЕТ И ВЕРНУЛСЯ НА СВОЙ ЗАВОД. Признаться честно, ему этого ужасно не хотелось, потому что парня манили совершенно другие горизонты, но он дал слово и должен был его сдержать. Спустя некоторое время он отважился на прямой разговор с герром Месмером и честно объяснил ему, что не хочет заниматься паровыми машинами. Его неотвратимо манила проблема, поставленная еще в начале 19-го века технически продвинутыми британцами, которые уже тогда поняли, что необходимо создать совершенно новый тип двигателя, не требующего длительного времени на запуск и слишком больших затрат. Даймлер изо всех сил убеждает Месмера дать ему возможность поэкспериментировать над новым модернизированным мотором, но его аргументы были слишком туманными и неопределенными. Месмер не был готов рисковать средствами предприятия. Даймлер уступил и остался на заводе — но лишь на некоторое время. Летом 1861 года он все-таки увольняется. К тому времени он уже вполне прилично знал французский язык, что дало ему возможность работать в Париже — в том самом Париже, который был для него своего рода Меккой, потому что именно там начал внедряться в производство новый альтернативный мотор авторства мсье Жана Этьена Ленуара. Готлибу Даймлеру были безразличны язвительные комментарии приверженцев паровой машины. Он интуитивно чувствовал, что настало время больших перемен.

Image

ДАЙМЛЕР ПОРАБОТАЛ ВО ФРАНЦИИ, перебрался в Англию и оказался в Манчестере. В этот момент он уже не был робким провинциалом из крошечного патриархального городка. Он прочувствовал специфический ритм больших городов, и ему понравился этот быстрый и взбалмошный стиль жизни именно потому, что он настоятельно требовал скоростных транспортных средств. А что такое скоростные транспортные средства? Это те машины, которые оснащены надежными мощными моторами. Именно такой мотор стал мечтой Готлиба Даймлера. Он продолжал жить и работать в больших городах и даже полюбил их суматоху, но все-таки человек — невероятно противоречивое существо. Чем больше Готлиб Даймлер пребывал в крупном английском городе, тем больше его тянуло в родные края. Он начал буквально бредить своим заветным Райским Садом. В итоге Даймлер находит работу неподалеку от родимых пенат — на крупном машиностроительном заводе Даниеля Штрауба в Гайслинге. Единственный сын Даниеля Штрауба был близким другом Готлиба еще по штутгартской школе, и его рекомендаций было вполне достаточно, чтобы Даймлер получил место чертежника. Весной 1863 года Даймлер вернулся на родину и приступил к новой работе.

ШЛО ВРЕМЯ, И ГОТЛИБУ ДАЙМЛЕРУ СТАНОВИЛОСЬ ВСЕ ТЕСНЕЕ В РАМКАХ НАЕМНОГО РАБОТНИКА. Он был готов открыть собственное дело. Но как это сделать без начального капитала?! Он обращается к отцу и получает отказ. Он пытается найти компаньонов среди своих обеспеченных приятелей, но не может никого из них заразить своей рискованной идеей. И тут вновь приходит на помощь «палочка-выручалочка» в лице герра Штайнбайса, который помогает Даймлеру попасть на работу в так называемое братство Ройтлингена. В итоге путем многоходовой комбинации Готлиб Даймлер становится одним из членов правления нового перспективного завода, занимающегося крупным машиностроением. У Даймлера появляется могущественный покровитель — некто Эмиль Кесслер, внесший огромный вклад в развитие немецкой тяжелой промышленности. Именно герр Кесслер исправно финансирует дорогостоящие эксперименты Готлиба Даймлера, но, к сожалению, весной 1867 года высокий покровитель умирает, и Даймлер вновь лишается финансовой поддержки. Еще пару лет он помучился, тщетно подыскивая спонсоров, вконец отчаялся и в 1869 году покинул Ройтлинген. Теперь он уже был семейным человеком, женившись на дочери аптекаря Эмме Курц, и был обязан думать в первую очередь о благополучии семьи.

К 1871 ГОДУ У ЧЕТЫ ДАЙМЛЕРОВ БЫЛО УЖЕ ДВОЕ СЫНОВЕЙ. Готлиб Даймлер обожает семью, проводит с ней все свободное время и отпуска, но свободного времени и отпусков у него становится все меньше и меньше. Именно в этот момент он получает судьбоносное предложение от Отто и Лангена, атмосферными двигателями которых он в свое время восхищался еще на французских выставках. В августе 1872 года Даймлер становится руководителем завода газовых двигателей в Дейтце. Ему было назначено вполне достойное жалование в полторы тысячи талеров в год, к тому же он получал пять процентов чистой прибыли, да еще и ведомственную квартиру. Но самое главное, он наконец-то подошел вплотную к своей старинной мечте: возможности всласть поработать над конструкцией нового двигателя. Руководителем конструкторского бюро он назначил своего старого знакомого Вильгельма Майбаха — того самого Майбаха, имя которого тоже в свое время войдет в историю мирового автомобилестроения. Самому Готлибу Даймлеру в этот момент было под сорок.

ПРОШЛО ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. Атмосферный двигатель, еще недавно казавшийся Даймлеру чудом техники, себя не оправдывал. Даймлер предложил его видоизменить и создать мотор двойного действия, работающей на смеси газа и керосина. Момент был спорный и непростой, при этом близкий друг герра Лангена профессор Рюле, будучи главным советником владельцев предприятия, настаивает на продолжении работ над газовым двигателем. После множества ссор и споров темпераментный Рюле даже пытается выставить Даймлера с фирмы, а заодно и уволить его сподвижника Майбаха. Ситуация предельно обострилась еще и благодаря грянувшему экономическому кризису. Наконец, невзирая на бесконечные разногласия, удалось впервые запустить четырехтактный газовый двигатель. Он был хорош, но все же несовершенен. Даймлер продолжал экспериментировать. Шаг за шагом он все-таки продвигался к двигателю своей мечты. И вот наконец свершилось: в муках родился и начал свое победное восхождение новый двигатель внутреннего сгорания.

ДАЙМЛЕР ЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ИДЕТ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ, но над новым чудо-двигателем надо было еще много работать. Опытному образцу явно не хватало оборотов, и он был слишком тяжел, чтобы использоваться в обычных транспортных средствах. Из-за этих бесконечных проблем напряженность между компаньонами только увеличивалась, и в итоге они пришли к печальному выводу, что дальнейшее сотрудничество между ними невозможно. Ланген скрепя сердце предложил строптивому Даймлеру оставить занимаемую должность и основать свой филиал завода газовых двигателей. Готлиб Даймлер задумался и взял тайм-аут.

ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ДАЙМЛЕР получил неожиданное предложение из далекой загадочной России. Ему предложили организовать там сбыт газовых двигателей. В тот непростой жизненный момент ему были просто необходимы перемены, и он отправился в путь. Объездив чуть не всю Россию, домой он возвращается только через несколько месяцев. Он был невероятно впечатлен поездкой, потому что раньше и не догадывался, каким великим техническим потенциалом обладает Россия. К началу 1882 года наблюдательный совет, заслушав его восторженный доклад, принимает решение о создании в Санкт-Петербурге филиала завода и предлагает Даймлеру его возглавить на весьма выгодных условиях. Правда, в этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя: автоматически прерывался его основной контракт на деятельность в Дейтсе — и Даймлер решительно отклоняет предложение. Реакция не заставила себя ждать. Раздосадованное руководство создает ему такие «благоприятные» условия работы, что вскоре Даймлер почувствовал себя попросту не у дел. Рикошетом досталось и верному другу Майбаху. В итоге им ничего не оставалось, как уйти и организовать свое дело.

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, НО ДАЙМЛЕР И МАЙБАХ с немецкой обстоятельностью заключили между собой подробнейший письменный контракт, вступавший в силу 1 января 1883 года. Именно в этот день родилась не только новая фирма, но и новая эра мирового автомобилестроения. Семейство Даймлеров, у которых к тому моменту было уже пятеро детей, переезжает в новый дом в Каннштадте. Рабочее место глава семейства оборудовал прямо в доме. Родные края, уединенность, тишина, великолепная природа, веселые детские голоса — это было именно то, что требовалось 48-летнему Даймлеру. Он даже с улыбкой говорил, что это место ничуть не хуже, чем Райский Сад его детства. Вскоре в те же края переехал и верный друг Майбах. Именно в этом новом Райском Саду и был рожден новый двигатель.

ПЕРЕЛИСТАЕМ НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИСТОРИИ. Даймлер с Майбахом с каждым годом все более совершенствовали свое великое изобретение. Они приспосабливали новый двигатель и к лодкам, и к трамваям, и к пожарным насосам, и даже увлеклись идеей моторного воздухоплавания. Они становились все более знаменитыми, приобретали все большую финансовую независимость, марка «Даймлер» завоевывала популярность далеко за пределами Германии — как вдруг 23 июля 1889 года умирает любимая жена Даймлера. Это был удар невероятной силы. Даже дети не могли его утешить. Верный Майбах все время был рядом, но тоже ничем не мог помочь. Только работа  поддерживала Даймлера, позволяя хотя бы немного отвлечься. Именно в этот тяжелейший момент он вновь работает без сна и  отдыха и получает огромное количество патентов на свои новые изобретения.

МЕЖДУ ТЕМ ПОДХОДИЛ К КОНЦУ РОМАНТИЧЕСКИЙ 19-Й ВЕК. У Даймлера и Майбаха происходит очередной качественный рывок, и они выпускают великолепные двигатели небывалой мощностью 12, 16 и 24 л.с. Позднее Даймлер вспоминал, что именно в этот момент его жизненная лодка, потрепанная десятками штормов, наконец-то увидела тихую гавань. Он был знаменит. Его имя вызывало уважение и почитание. Он был непререкаемым авторитетом. Его изобретениями пользовался весь мир. Он обожал свою работу и знал в ней толк. Подросли дети, которых он тоже обожал. Казалось бы — наконец настали спокойные счастливые времена, но именно в этот момент его здоровье начало слабеть. Впервые в жизни он начал пропускать собрания акционеров. Верному другу и соратнику Майбаху пришлось взять на себя все дела. Все чаще и чаще Готлиб Даймлер пишет нежные письма дочерям и напутствует сыновей — как будто чувствует, что ему немного осталось. Болезнь прогрессировала. С начала 1900 года он уже почти не встает с постели. Ранним утром 6 марта 1900 года он скончался.

ОН НЕ ДОЖИЛ БУКВАЛЬНО НЕСКОЛЬКИХ ДНЕЙ ДО СВОЕГО 66-ЛЕТИЯ, и точно так же он совсем немного не дожил до рождения «Мерседеса». Справедливости ради надо признать, что формально «Мерседес» — это детище Майбаха. У этого изумительного авто с женским именем была далеко не женская мощь: 35 «лошадей» под капотом! С 1901 года эта невероятная машина завоевывала практически все Гран-при на самых престижных европейских гонках. С началом 20-го века началась великая эра «Мерседеса». Майбаха превозносили до небес, но сам он не уставал повторять, что истинный отец «Мерседеса» — это все-таки Готлиб Даймлер, пусть он и наблюдает за своим лучшим детищем откуда-то с небес. Сразу после смерти Даймлера количество рабочих и инженеров на его предприятии возросло почти в 8 раз, а сам «Мерседес» буквально в считанные годы стал еще в четыре раза мощнее. В 1907 году Майбах уступил свой пост сыну Даймлера Паулю, а второй сын Адольф возглавил техническое руководство завода в Унтертюркхайме. Так почитающее традиции семейство Даймлеров в очередной раз успешно передало эстафетную палочку от отца к сыну.

Майбах почти на три десятилетия пережил своего друга и умер в 1929 году. У него было очень много наград — бессчетные ордена, дипломы, почетные звания. Но сам он до последнего дня говорил, что его главная награда — это многолетняя работа с Готлибом Даймлером — отцом «Мерседеса», не дожившим до рождения своего детища, величайшим патриархом мирового автомобилестроения, мечтателем, сумевшим воплотить свою мечту в жизнь, человеком, собственными руками построившим свой Райский Сад.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым