АЙРТОН СЕННА
В истории «Формулы-1» было много великих гонщиков, оставивших яркий след в истории «Королевы автоспорта». Ален Прост и Ники Лауда, Нельсон Пике и Мика Хаккинен, не говоря уж о Михаэле Шумахере — все они не были обделены талантом, отвагой и славой. Но никто из них не оставил в сердцах миллионов поклонников такого яркого следа, как легендарный бразилец Айртон Сенна. И пусть он не мог похвастать филигранной техникой вождения, как Прост, или сравниться хладнокровием с Микой Хаккиненом, а по количеству титулов и близко не подобрался к Шумахеру — зато ни один из перечисленных выше даже в лучшие свои годы не мог похвастать такой же всепоглощающей жаждой побед. Сенна не просто боролся за место на подиуме — казалось, он выжигал асфальт трасс огнем своего сердца.

Текст: Юрий Михайлов

Фото: Photas

Image 

А еще Айртон был настоящим фанатом гонок. Ради побед он был готов пожертвовать буквально всем. Неудивительно, что личная жизнь у него не сложилось — приоритет отдавался карьере. Хоть побывать в браке Сенна и успел — в возрасте «чуть за 20» он скоропалительно женился на своей подруге  детства Лилиан Васконселос. Однако брак продлился всего 14 месяцев и закончился разводом в 1982 году, когда Айртон уже блистал на автодромах Великобритании. Вот как выглядит причина развода по версии Лилиан: «Я хотела устраивать чайные вечеринки, а он хотел поиграть с машинками». Сам же Сенна был более серьезен: «Даже когда ты находишься рядом с женщиной, которую любишь, ты должен помнить, что она может сделать тебя несчастным в будущем. Отношения между мужчиной и женщиной — самая старая вещь, которая существует у человечества, и до сих пор нет формулы, гарантирующей любовь, мир и успех отношений. По этой причине отношения должны оцениваться день за днем. Это не только мечта, которую реализовали большинство из нас, а реальность, которой мы должны давать оценку».

Откуда же он взялся на трассах Ф1? Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года недалеко от бразильского города Сан-Паулу, в семье торговца автомобилями Милтона Сильвы и итальянской эмигрантки Нейды Сенна. Семья, надо сказать, была довольно зажиточной — возможно, если бы не это обстоятельство, мир никогда не узнал бы о великом гонщике, но приобрел гениального футболиста. Однако футбол, как известно, игра бразильской бедноты, а у да Сильвы-младшего в четыре года уже был собственный карт. В 1975 году он вышел на старт своей первой гонки в Интерлагосе. В 1977 году Сенна стал чемпионом Южной Америки по картингу, а годом позже отправился в Европу. Сперва юному бразильцу пришлось пройти через горнило низших лиг, но уже через несколько лет Айртон добился своего — он получил шанс выступить в гонке «Формулы-1».

Image

Его дебют был фантастическим. В условиях страшного ливня, обрушившегося на улицы Монте-Карло, где проходил 6-й этап чемпионата мира-1984, Сенна был в шаге от победы. Он вышел на первое место, обойдя самого Алена Проста, но кругом раньше главный судья состязаний дал указание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку в таких условиях. Сенну лишили заслуженной победы — или возможности свернуть себе шею в одном из следующих поворотов. Но уже тогда было видно, что на трассу пришел не временщик, участь которого — ярко «выстрелить» и тут же уйти в тень. Недаром великий в прошлом пилот Джеки Стюарт, бывший одним из зрителей гонки, после ее завершения сказал журналистам: «Сегодня мы видели будущего чемпиона мира — Айртона Сенну». Однако в дальнейшем сезон сложился для бразильского вундеркинда не лучшим образом — громадное количество технических сходов и два третьих места. В 1985 году в Эшториле состоялся первый поул Сенны, а с ним — и первая победа. Середина сезона была отмечена серией сходов, но ближе к концу результаты снова стали улучшаться: 2-е место в Австрии, 3-е в Голландии и Италии, 1-е в Спа, 2-е на Гран-при Европы, где первую победу в карьере одержал Мэнселл и первый титул чемпиона мира завоевал Прост.

1986 год начался 2-м местом в Рио, а в Хересе Сенна снова опередил Мэнселла и после гонки почти потерял сознание от обезвоживания. По результатам сезона с 55 очками Айртон занял 4-е место в чемпионате мира. Уже в третий свой сезон в Ф1 Сенна был одним из главных претендентов на высший титул. Чемпионы мира Пике и Прост и даже Мэнселл, для которого не существовало, кажется, никаких авторитетов, откровенно опасались первого номера «Лотуса». В 1987 году вплоть до гонки в Мехико Айртон имел шансы на титул, однако в итоге он стал третьим, набрав 57 очков.
Image

Айртон не страдал излишней сентиментальностью при выборе команды: это должна быть команда, способная обеспечить ему чемпионский титул. В 1988 году он перешел и «Макларен-Хонду» к Алену Просту. Постепенно разгоралось острое соперничество между партнерами по команде. Сенна уступил французу в Мехико, затем выиграл у пего в Монреале и Детройте. В Сильверстоуне Прост с поврежденным сцеплением сошел в сложной дождевой гонке, и, мало-помалу, Сенна своими постоянными успехами начал задвигать его в тень. Сенна одержал четыре победы подряд, и даже Прост признал, что бразилец достаточно силен для того, чтобы стать чемпионом мира. Развязка произошла на Сузуке 30 октября 1988 года. Сенна осуществил главное дело своей жизни — стал чемпионом мира, победив Проста. Команда «Макларен-Хонда» стала обладателем Кубка конструкторов, набрав 134 очка.

Сезон 1989 года ознаменовался конфликтом между Сенной и Простом, и в межсезонье на место Проста пришел Герхард Бергер — слишком уж сильны были амбиции француза, не желавшего быть вторым номером. В 1990 году на Сузуке, в заключительной гонке сезона, Сенна выиграл второй чемпионский титул. В 1991 году Сенна начал чемпионат, одержав на старте четыре победы подряд. Неудивительно, что он снова добился титула. В конце 1992 года «Хонда» решила уйти из «Формулы-1». Сенна во всеуслышание заявил, что готов пилотировать «Вильямс» даром, но Прост, вернувшийся в гонки после годичного перерыва, этому воспротивился, и «Вильямс» подписал контракт со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом — слишком уж велик был авторитет звездного француза в команде.

В последний раз Сенна и Прост встретились в Аделаиде в 1993 году. Француз к тому времени уже выиграл чемпионат, и австралийский этап стал прощальным в его карьере. Сенна же собирался занять его место в «Вильямс-Рено» и, в свою очередь, в последний раз участвовал в гонке за команду «Макларен», в которой провел лучшие годы своей карьеры. Он выиграл — последний раз в своей жизни. За рулем FW16 Сенна завоевал два поула, но оба раза сошел. А потом была Имола. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Сан-Марино лидер гонки Айртон Сенна вошел в резкий левый поворот. Пройдя вершину поворота, болид Сенны внезапно сорвался с него и, перелетев 80 метров зоны безопасности, ударился в бетон. Через четыре часа после аварии Айртон Сенна скончался.

Интересно, что Сенна всегда был реалистом — он прекрасно понимал, что с его стилем вождения любая гонка может завершиться трагедией. Незадолго до гибели он говорил в одном из своих многочисленных интервью: «Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь — об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, появляется мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки. Как их бросить! Гонки, состязания — это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь». Последние слова оказались пророческими — Сенна действительно гонялся всю свою жизнь, до самого конца.

Трагедия вызвала настоящий шок во всем мире. У ворот итальянского госпиталя, в котором скончался Сенна, собралось более 30 тысяч человек — и ни один из них не верил, просто не мог поверить в гибель кумира. А уж в Бразилии, на родине Сенны, разумеется, не обошлось и без официального расследования. Следствие о гибели Айртона возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. После долгого разбирательства было принято решение, вызвавшее немало споров: виновата машина. Но, поскольку болиду объявление не предъявишь, крайними были назначены технический директор «Вильямс-Рено» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, а также официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Поджи. Впрочем, все они впоследствии были оправданы с формулировкой: «Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии подсудимые Фрэнк Уильямс, Патрик Хэд и Эдриан Ньюи оправданы по причине отсутствия доказательств вины; подсудимые Федерико Бендинелли и Джорджио Поджи — поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления».

И все же хочется сказать банальность: Сенна и поныне жив в наших сердцах. Его помнят, им восхищаются, его оплакивают. Более того, сравнительно недавно эксперты авторитетнейшего в мире автоспорта журнала F1 Racing, включая президента Международной федерации автоспорта (ФИА) Макса Мосли, руководителя Ferrari Жана Тодта, экс-чемпиона мира Кеке Росберга и бывшего владельца команды «Формулы-1» Эдди Джордана вывели свою формулу, по которой подсчитывали так называемую «личную» скорость пилотов, не учитывающую технические характеристики их болидов — и в результате Сена занял первое место в рейтинге всех времен, опередив даже семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Что, впрочем, неудивительно — ведь, как уже говорилось, во всем, что касается внутреннего огня, великому бразильцу не было и нет равных.



Дата рождения 21 марта 1960 г.
Дата смерти: 1 мая 1994 г.
Возраст: 34 года
Место рождения: Сан-Паулу (Бразилия)
Место жительства: Монте-Карло, Сан-Паулу
Титулов чемпиона мира: 3
Гонок: 161
Побед: 41
Всего очков: 614
Рост: 1,75 м.
Вес: 70 кг.
Семейное положение: разведен
Дети: Нет

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Коментарии (1)
Написал(а) 1, в 18:41 11.06.2009
:grin