Грэгори Олсен: «Никогда не поздно начать путь навстречу мечте!»

Грегори Олсен не любит, когда его называют космическим туристом. Он предпочитает слово «ученый», а еще лучше – «участник». В октябре 2005 года вместе с российским космонавтом Валерием Токаревым и американским астронавтом Уильямом Макартуром Олсен отправился на Международную космическую станцию (МКС). Оттуда вернулся через девять дней с другими космическими профессионалами – русским Сергеем Крикалевым и американцем Джоном Филлипсом. Олсен – третий из числа непрофессионалов, кто за свои деньги слетал на МКС.

Родился Олсен в Бруклине в 1945 году, стал серьезным ученым и успешным бизнесменом, основателем компании Sensors Unlimited Inc., производящей оптическую электронику. Сегодня руководит компанией GHO Ventures, LLC, в Принстоне, Нью-Джерси, и много времени уделяет виноградникам, которые купил в Южной Африке.

Но, если бы не полет в космос и не 20 млн. долларов, которые он за этот полет выложил, вряд ли мультимиллионер из Нью-Джерси стал всемирной знаменитостью....

Теперь вы знаете, что такое космос, полетите еще раз?

Я очень хочу еще раз слетать в космос. Ведь мой полет длился ровно столько, сколько мы облетали вокруг Земли. Мы были на космической станции МИР. А так хочется верить, что скоро люди смогут летать и дальше, на другие планеты. У меня есть 6-летний внук, который, кстати, был на взлетной площадке и видел, как стартовала ракета. Так вот он сказал, что хочет лететь в космос. Возможно, через десяток лет мы полетим вместе!

 

Как вы приняли решение о полете в космос?

Все произошло очень спонтанно. Я сидел в кофейне «Старбакс» в Нью-Джерси и читал «Нью-Йорк таймс», был июнь 2003 года. В газете увидел статью о компании «Space Adventures», про Денниса Тито и Марка Шаттлуорта, которые уже слетали в космос. Нашел их телефоны и позвонил. Они убедили меня в том, что все реально! Я подумал: «Эй, а почему бы и мне не слетать в космос?»

 

Какие сны снятся в космосе?

О! Сны в космосе очень яркие и реальные. Наверное, это связано с состоянием невесомости и гравитацией. Я помню, мне много раз снилось, как я выхожу в открытый космос. Это было так реально, что проснувшись, я долго не мог понять, правда это или нет. И, когда вернулся из космоса, мне еще неделю снился этот же, очень реальный сон! И я опять после пробуждения не мог понять: я дома на диване или вишу в космосе в скафандре!

 

Удалось встретить инопланетян?

Мне часто задают этот вопрос, но я не знаю, что на него ответить. Скажу так. Я смотрел в иллюминатор изо всех сил, старясь увидеть хоть какие-то следы. Но ничего не увидел. Мне все чаще кажется, что их просто нет. Надо слетать еще разок на Марс или даже дальше, может, там кто-то встретится.

 

Полет в космос – это реализованная мечта?

Ну да, я с детства мечтал о космосе. Помню день, когда русские запустили спутник. Меня, 12-летнего, пронзил шок! Ведь мы в Америке думали, что умнее и лучше всех. Так нас учили. А потом еще один удар по национальному самолюбию – полет Гагарина. Вот тогда мы задумались всерьез о нашем отставании от России. Все учителя стали твердить: «Чтобы полететь в космос, надо хорошо учиться и следить за здоровьем». Мы все тогда мечтали о космосе. Но в дни моей юности это казалось нереальной мечтой, грезами. Мог ли я подумать, что буду видеть на нашу Землю, как Гагарин!

 

Вы не молодой человек. Как удалось пройти строгую медкомиссию?

Я начал тренироваться в апреле 2004 в Звездном городке в России. И тренировался около трех месяцев. В течение всего этого времени я постоянно сдавал анализы. Меня дотошно осматривали и в итоге обнаружили малюсенькое черное пятнышко в легких. В общем, мне запретили лететь. Я очень расстроился, но понимал их аргументы. На протяжении 9 месяцев я регулярно посылал медицинские отчеты с приложенными рентгеновскими снимками! На них никакого пятнышка уже не было.

Говорят, медкомиссию можно подкупить. Неправда! Нужно, чтобы все 50 докторов, входящих в нее, дали добро. Я, в конечном итоге, добился своего.

 

Как повлиял на вас полет?

Я чувствовал себя невероятно счастливым и гордым оттого, что это сделал. Я осознал, что в жизни нет ничего невозможного и никогда нельзя отступаться от мечты! Ведь мне было 60 лет, когда я полетел в космос. Никогда не поздно и не рано начать путь навстречу мечте!

 

Правда, что космическая еда очень невкусная?

Ну, не так все плохо…Это похоже на паштет или на полуфабрикаты. Но вполне сносно. Одно на другое по вкусу похоже – и мясо, и овощи. Все одинаковой консистенции, и вкус какой-то одинаковый. А больше всего мне нравились космические коктейли. Они на основе белка, очень калорийные и вкусные. А еще я был в восторге от русского растворимого кофе.

 

Какой самый напряженный момент полета?

Страшнее всего было, когда мы уже возвращались после путешествия и начали приземляться. При снижении корабля давление упало где-то на 50%. По выражению лица космонавта Сергея Крикалева, я понял - что-то серьезное. «Олсен, кислород!» — закричал  мне Сергей. Мне пришлось открыть клапан подачи кислорода, это входило в мои обязанности. Мы до сих пор не знаем, почему возникла декомпрессия. Но все обошлось.

 

Говорят, у вас были особые причины для полета в космос?

Во-первых, это захватывающее приключение само по себе. Во-вторых, я ученый, и мне хотелось провести научные эксперименты на орбите: я собирался выращивать кристаллы в условиях невесомости. Мы изготовили инфракрасную камеру, которая видит в темноте, чтобы рассматривать Землю. Но я не смог получить экспортную лицензию для вывоза-ввоза камеры в Россию и Казахстан. Эксперименты не удались.

Ну и, в-третьих, я очень хочу рассказывать детям и молодежи о космосе, о пережитом на орбите. Сейчас я создал несколько групп в школе, где дети изучают космос.

 

Что больше всего поразило во внешнем виде земли из космоса?

Когда я увидел Землю, я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Сразу узнал Флориду, Калифорнию, Камчатку, Южную Африку. Все океаны, острова, страны! Как на глобусе, понимаете!

Меня часто спрашивали, испытывал ли я религиозные чувства? Я помню первое впечатление, когда защитная оболочка отошла от обшивки «Союза» и я увидел в иллюминаторе голубую сферу. Потрясающее, непередаваемое чувство! Просыпаясь каждое утро на МКС, я смотрел, не отрываясь, на нашу планету в иллюминатор. Это было странно и непостижимо!

 

Что почувствовали в момент старта ракеты?

Я был невероятно счастлив! И, хоть я уже был во взлетающей ракете, мне все время казалось, что кто-то придет, постучит мне по плечу и скажет: «Эй, давай! Пора тебе выходить отсюда!» Описать это счастье просто невозможно! Не было страшно. Мне было очень комфортно, как будто всю жизнь летал! С русскими космонавтами я был как за каменной спиной и ничего не боялся!

 

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым