Промышленные туризм
14.03.2008
В развитых странах посетить почти любое производство не составляет особого труда. Достаточно позвонить в сервисный центр, а если такого нет – в секретариат. А если производство совсем уж мелкое, можете поговорить с хозяином, и вас за умеренную плату, а то и вообще бесплатно, проведут по цехам или отправят в корпоративный музей. И дело тут вовсе не в доходах от экскурсий. Современные предприниматели прекрасно понимают, что без производственного туризма им в условиях современного рынка будет весьма сложно выжить.
Image Текст: Чумаков Валерий

    Проходной вариант

    Памятники промышленного века

    Туризм – относительно молодая отрасль экономики. Первые, еще совсем маленькие туристические фирмы появились в Европе в начале XVIII века. За солидную плату они предлагали провести клиента по самому знаменитому и престижному туристическому маршруту тех времен, носившему гордое название «Большой Тур» (Grand Tour). Начинался он в английском порту Дувр, проходил через Париж, где путешественнику давали уроки французского языка, учили танцам и фехтованию, Женеву, Флоренцию и Пизу, где его учили музыке и рисованию. Затем следовали Рим, Неаполь и Помпеи — с преподаванием курса истории цивилизации, Берлин, Дрезден, Вена и Потсдам, где турист посещал естественно-научные курсы крупнейших европейских университетов. Заканчивался тур в Голландии, где местные художники давали аристократу еще несколько уроков живописи. Стоило такое путешествие целое состояние, продолжалось от нескольких месяцев до нескольких лет. Тем не менее услуга пользовалась среди обеспеченных людей бешеной популярностью. Считалось, что Grand Tour должен был совершить каждый молодой человек, который хочет добиться в жизни серьезных успехов.
    Со временем маршрутов становилось больше, а стоимость их уменьшалась. С появлением железных дорог позволить себе «прокатиться по Европам» могли уже не только аристократы, но и мелкие европейские буржуа. К середине прошлого века цены опустились настолько, что стать «культурным туристом» мог даже представитель среднего класса.
    К концу XX века в мире почти не осталось ни исторических, ни культурных мест, которыми можно было бы удивить рядовых обывателей. Вот тогда на свет и появилась новая разновидность туризма, названная «промышленным». То, что она должна появиться, предсказал в 1969 году в книге «Отшельник пустыни» (Desert Solitaire) известный американский писатель-эколог Эдвард Эбби (Edward Abbey). Однако первые организованные туры на промышленные объекты появились только десятилетие спустя. Под влиянием итальянского историка искусств Эудженио[N1] Батистеса европейцы потянулись исследовать старые, заброшенные еще в 1950-х годах заводы, фабрики и шахты, называя их первыми памятниками индустриальной эпохи. Мода на заброшенные производства, кстати, сохраняется и по сию пору. Особенно на те, что связаны с какими-то историческими событиями. Так, на Украине пользуются большим успехом поездки на Чернобыльскую электростанцию. В программу тура стоимостью 320 гривен (1600 рублей) помимо посещения самой ЧАЭС входит экскурсия по Припяти, по Чернобылю и даже заезд в село Куповатое, где местные самоселы кормят экскурсантов украинским борщом и салом. Правда, организаторы тура утверждают, что и борщ, и сало изготовлены из неместных продуктов.
    Черед действующих предприятий настал чуть позже. Хотя отдельные заводы уже давно водили по своим цехам экскурсии, особого успеха этот вид туризма еще полстолетия назад не имел. Компания Peugeot, например, пустила на свой завод в Сохо (Sochaux) первых гостей еще в 1930 году, а Kronenbourg открыла для них свои страсбургские пивоварни в конце 1940-х, однако туристы не сильно баловали эти объекты посещениями. В то время они еще предпочитали станкам и варочным котлам египетские пирамиды и турецкие мечети.
    Перелом произошел относительно недавно, в самом конце прошлого века. Именно тогда большинство западных предприятий, независимо от размера, солидности и принадлежности, открыли свои проходные для простых граждан, а те обратили свое, в прямом смысле драгоценное, внимание на заводские и фабричные корпуса. И виной тому было, как считают современные маркетологи, не столько простое любопытство (со стороны туристов) и желание получить дополнительную прибыль (со стороны владельцев предприятий), сколько естественный ход истории.
    

    Ярмарки впечатлений

    Теоретиками новой ступени развития мировой экономики считаются Джозеф Пейн и Джеймс Гилмор. В 1999 году они выпустили труд, в котором проанализировали три основных стадии развития экономики — сырьевую, товарную и экономику услуг — и пришли к выводу, что новой стадией должна стать «экономика впечатлений». Свою книгу они так и назвали — «Экономика впечатлений» (Experience economy).
    Вкратце их теорию можно объяснить на примере высокотехнологичных производств. Сегодняшняя техническая мысль ушла настолько далеко, что обнаружить отличия, скажем, процессора Intel от процессора AMD рядовой пользователь, не вооруженный специальной аппаратурой, просто не может. Соответственно, и маркетологам становится все сложнее объяснить потребителю, почему он должен купить Intel, а не более дешевый AMD. Естественный выход – наладить с потребителем крепкую дружбу. А для этого его перво-наперво следует пригласить в гости. Пусть придет, посмотрит, как на заводе выращиваются кристаллы, как из них режутся пластины и как потом из этих кристаллов создаются каменные сердца домашних процессоров. Глядишь, посетитель и проникнется любовью к компании и ее продукции. И отныне будет покупать только ее уже хотя бы потому, что для него она стала немножечко роднее. Тем более что теперь он сможет сказать друзьям: «У меня в компе Intel стоит. Был я на их заводе, видел, как там процессоры клепают. Ух, сильная вещь, скажу я вам».
    Похожая ситуация сложилась и на автомобильном рынке, и на рынке бытовых приборов, и на всех остальных, включая рынки продовольствия и медикаментов. Ведь совершенно ясно, что при прочих равных условиях покупатель в супермаркете из 20 производителей молока выберет того, по молочной фабрике которого его водили два часа и показывали, как у них все чисто, приятно, стерильно и экологически безопасно. А потом, может, даже дали собственноручно подоить корову, провести процесс пастеризации, упаковать полученное молоко и забрать его домой в качестве сувенира. Джозеф Пайн сказал в интервью журналу «Секрет фирмы»: «Посещение промпредприятия — интересный опыт для людей, которые не работают на заводах и никогда на них не были. Им любопытно посмотреть, как производятся любимые товары. А маркетинг производства — главный путь, пойдя по которому, производители могут избежать коммодизации и дифференцировать свои товары».
    Это что касается крупных и средних производителей. Для мелких производственный туризм зачастую не просто маркетингово-рекламный инструмент, а способ выживания. На Мальте, в «деревне мастеров» турист может зайти в любую мелкую мастерскую, где он увидит, как стеклодув выдувает красивый разноцветный пузырек, гончар лепит горшок, а сапожник изготавливает незамысловатую крестьянскую обувь. После такого зрелища не купить эти пузырек, горшок и ботинки просто невозможно. В магазине тот же турист просто не обратил бы на них никакого внимания. Тут уже работает психология: мы видим труд другого человека, нам этот труд интересен, нам хочется этого человека отблагодарить за увлекательное реалити-шоу под названием «честный труд», а единственно возможной формой благодарности является покупка произведенного товара.
    

    Посторонним вход разрешен

    Когда маркетологи концерна Volkswagen просчитывали перспективы вывода на рынок модели Phaeton (стоимостью свыше 100 000 долларов), они прекрасно понимали, насколько сложно будет пробиться «народному» автомобилю в премиальный сегмент авторынка. И основная ставка была сделана как раз на индустрию впечатлений. Специально под создаваемый автомобиль в Дрездене, в стороне от основных производств компании в Вольфсбурге, зато рядом с хорошими аэропортами и отелями, был выстроен новый сборочный завод. Строительство обошлось фирме больше чем в четверть миллиардов долларов. Завод получил название «Стеклянная мануфактура». Тут и вправду все максимально стеклянно: почти все стены – из стекла. Из стекла сделаны даже технологические лифты, на которых со складов доставляют в сборочный цех необходимые детали. За процессом производства автомобиля можно наблюдать прямо с улицы. Хотя удобнее это делать изнутри, тем более что  пускают на завод всех желающих. Причем абсолютно бесплатно. И не просто бесплатно: если вы изъявили желание купить Phaeton, фирма оплатит вам поездку в Дюссельдорф из любой части света. А приехав на завод, вы сможете не просто посмотреть на то, как собираются дорогие авто, но и собрать себе такой, какой захотите. Для этого в «общественном центре» завода оборудован гигантский сенсорный монитор, на котором заказчик определяет желаемую комплектацию автомобиля. Затем его ведут по конвейеру, и он воочию наблюдает за рождением своего будущего авто. А чуть позже, в том же «общественном центре», новорожденную машину в торжественной обстановке передают счастливому владельцу, который становится еще и немножечко ее родителем.
    Так же запросто можно пройти на новый, возведенный в Лейпциге два года назад завод BMW. Предприятие было построено по проекту обладательницы самой престижной из архитектурных Притцкеровской премии, британского архитектора иранского происхождения Захи Хадид и напоминает оскаленный профиль добермана. Основной конструктивной особенностью этого здания,  по мнению руководства концерна, является даже не ультрамодный дизайн, а отсутствие турникетов на входе. Любой желающий, а таких здесь набирается более 100 человек в день, может зайти внутрь, побродить по цехам, наблюдая, как 500 огромных роботов собирают автомобили, и даже пообедать в рабочей столовой, в то время как над его головой будут проплывать подсвеченные неоновым светом корпуса будущих машин.
    Производители Ford сделали основную ставку на богатую историю своей фирмы. В специально созданном в Детройте (штат Мичиган, США) «Красном центре «Форда» (Ford Rouge Centre) посетителей сначала на специальных автобусах возят по местам, где более столетия назад жил и работал основатель компании Генри Форд. Затем им рассказывают обо всех взлетах и падениях, которые пережила компания. Далее в специальной Виртуальной студии досконально объясняют сложный процесс производства современного американского автомобиля. После чего все дружно поднимаются на 80-метровую смотровую площадку, откуда обозревают владения Ford. И только в конце программы экскурсантов отводят в сборочный цех, где у них на глазах собирают настоящий Ford F-150. Правда, все это уже не бесплатно. За удовольствие приходится выложить, в зависимости от возраста туриста, от 10 до 14 долларов.
    Но большинство автопроизводителей все-таки пускают к себе гостей совершенно безвозмездно. И не только пускают, но стараются по максимуму развлечь, ублажить и привлечь к своему бренду. Для чего пускаются во все тяжкие. Одна из ведущих в мире компаний по производству строительной техники, американская корпорация Case (штат Висконсин) не просто показывает процесс сборки экскаваторов и бульдозеров, но вывозит гостей на специальный полигон со сложным именем Case Construction’s Tomahawk Experience Centre. Здесь взрослые уже дяди и тети могут вспомнить детство и поиграть в гигантской песочнице, используя в качестве лопаток и совков бульдозеры и экскаваторы. Как большие, так и маленькие, как колесные, так и гусеничные.
    На сайте http://www.visite-entreprise.com можно найти координаты около 1800 только французских предприятий, с нетерпением ждущих гостей. Причем две трети из них приглашают к себе туристов  бесплатно, остальные просят за экскурсию символические суммы от 5 до 15, максимум 30 евро. В случае посещения виноделен, кондитерских и прочих пищевых заведений суммы эти в основном идут на дегустации. Не все такие предприятия могут похвастать современной технической оснащенностью, но это и не беда. Знающие люди утверждают, что, например, бродить пешком по уставленным огромными бочками винным подвалам Pommery Champagne значительно интереснее, чем ездить в вагончиках по погребам расположенной неподалеку Normandin-Mercier. Хотя цена в обоих случаях одинаковая – от 3 до 28 евро в зависимости от числа дегустаций.
    Большой популярностью пользуются туры на игрушечные фабрики. Американская компания American Girl, один из лидеров мирового кукольного производства, открыла у себя на родине целых три производственных музея-дворца: в Чикаго, в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе. Помимо ознакомления с процессом производства кукол здесь можно посетить театральное шоу (30 долларов), пообедать (20 долларов) и даже отвести свою любимую куклу в парикмахерский салон, где ей сделают модную стрижку или завивку.
    Казалось бы, какая реклама нужна таким монстрам, как Boeing и Airbus, или таким ракетно-космическим корпорациям, как Northrop Grumman? Однако и они открывают свои двери каждому встречному-поперечному, демонстрируя всему миру открытость, безопасность и мирную направленность. Стоимость экскурсий по их объектам не превышает 100 долларов, что с лихвой окупается массой аттракционов, включаемых в программу. Посетители «летают» на настоящих авиационных и космических тренажерах, своими руками собирают действующие маленькие самолеты, сидят в креслах пилотов и даже обедают в «космических столовых» тем, что Бог обычно посылает исключительно обитателям МКС. Понятно, что доход от туристов в размере нескольких тысяч долларов для концернов со многомиллиардным оборотом — заработок просто никакой, но ведь лояльность простых людей к компаниям в нашем мире дорогого стоит. И хочешь не хочешь, а приходится формировать о себе приятное впечатление таким, становящимся все более традиционным способом.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым