Гонки на самолетах
18.04.2008

Image

Вы говорите — быстро? Вы говорите — «Формула-1»? Да бросьте вы, в самом деле. Бросьте все и езжайте этим летом в Рино.
Рино, штат Невада, — это много жары, гор и пустыни. Это игровой бизнес — не такой мощный, конечно, как в соседнем Вегасе, но все равно заметный. А еще место, где можно быстро и без церемоний пожениться: брачное законодательство в Рино таково, что расписывают здесь всех кого попало за полчаса и 750 долларов. Даже уже женатых — пусть потом разбираются с адвокатами сами. В Рино вас встречает аэродром с четырьмя взлетно-посадочными полосами. 200 тысяч зрителей. И самое быстрое на земле мотор-шоу — Reno Air Race, национальные гонки на поршневых самолетах.
Попадите туда один раз, и «Формула-1» станет для вас чем-то вроде шоу телепузиков. С трехлитрового (стыдоба какая!) «формульного» моторчика европейские умельцы снимают чуть за восемьсот лошаденок. 300 с хвостиком километров в час для этих машинок  предел. Скорость, говорите?

ImageТекст: Дмитрий Назаров 

А теперь представьте себе роллс-ройсовский двигатель «Мерлин», расточенный литров до 30 со своих прежних 27. Оглядите со всех сторон этого 12-цилиндрового красавца, сияющего хромом. Таких сегодня не делают — просто не умеют. Пока не зашипел пневмостартер, принюхайтесь к потрясающему запаху нитрометана (бензин здесь давно не в чести), смешанного с подгоревшим на выпускном коллекторе маслом. Этот мотор 60 лет назад выиграл «Битву за Британию» — первое в истории чисто воздушное сражение. А похожий на него, но не менее совершенный «Даймлер-Бенц» (распределенный впрыск в 1936 году — каково?), стоявший на «Мессершмиттах», проиграл. Сегодня роллс-ройсовский алмаз инженерной мысли 1930-х годов чуть-чуть огранен электроникой. Но душа его все та же: это БОЛЬШОЙ поршневой двигатель. Очень сложный. И очень мощный.

Image Итак, берем тот самый «Мерлин». Форсируем его до предела.  Навешиваем на двигатель необходимую обвеску — с кабиной, крыльями, пилотом и всем остальным «Мустангом», аккуратно запускаем, бережно прогреваем, поднимаем в воздух, постепенно поднимаем давление наддува до четырех атмосфер (!), нежно разгоняем до 800 км/ч... и проносимся мимо трибун на высоте 10 метров! Вот что такое гонки в Рино. Кто слышал, тот поймет, а кто не слышал — тому не объяснить. Знаете ли вы, что такое утробный рык 3600 чистокровных лошадиных сил, от которых дрожит земля — в буквальном смысле слова?

Но Рино — это не столько шоу, сколько, конечно, гонка. Нам такое понятно с трудом: как это самолеты могут гоняться друг за другом, они же не автомобили? А почему бы и нет?! Главное, придумать правила. В Рино выступают самолеты нескольких классов. Самый демократичный — бипланы. Это по большей части небольшие пилотажные самолеты вроде популярного в Штатах Pitts Special с форсированными моторами. Есть здесь и своя «Формула-1». Она похожа по характеристикам на обычную: мощности моторов — около 800 л.с., стремительные, обтекаемые формы гоночных самолетов, очень много пластика в конструкции. Такие небольшие самолеты разгоняются примерно до 500 км/ч, а собираются, как правило, из наборов «сделай сам». Есть большой класс Т-6: в нем состязаются тренировочные самолеты, бывшие в свое время на службе флота, а теперь выкупленные частными лицами. Т-6  хоть и выпущены лет 60 назад, все равно довольно быстрые машины. Пару лет назад дебютировали и реактивные аппараты — но фурора не произвели. Потому что реактивный самолет набирает свои тысячи километров в час где-то там, в зияющих высотах, а у земли летает слишком медленно. А вот то, что летает действительно быстро, называется классом Unlimited.

Unlimited — это все что угодно до тех пор, пока оно летает с пропеллером. Unlimited — это самые быстрые в мире винтовые самолеты. Все поголовно сильно переделанные, но все еще узнаваемые истребители Второй мировой войны. Здесь много вариаций на тему знаменитого американского «Мустанга» P-51D и чуть менее известного у нас Sea Fury — очень быстрого палубного перехватчика конца Второй мировой. Впрочем, есть и другие машины. Всех их модифицируют примерно одинаково: укорачивают крылья, увеличивают вертикальное оперение, а главное, форсируют двигатели. Такие, как тот самый «Мерлин».

Вот, что бывает, когда страна практически не участвовала в боевых действиях! В Европе к таким раритетам относятся с трепетом и благоговением — из 30 с лишним тысяч (!) выпущенных во время войны «Мессершмиттов» в летном состоянии осталось не то два, не то три. В России вообще не осталось ни одного летающего истребителя времен Второй мировой. Так вот, в Европе этим раритетам просто нет цены. А здесь — сущая вакханалия. «Рино просто обязано скоро кончиться, — писали в журналах лет 15 назад. — И случится это тогда, когда они угробят последний «Мерлин».

Рино не кончилось, да и «Мерлинов» пока хватает. Не в последнюю очередь благодаря дороговизне. «Когда Рино только начиналось в 1960-х, «Мустанг» можно было купить со складов ВВС за 5000 долларов, после войны они стояли там сотнями, — вспоминает ветеран гонок Ларри Лоу. — Если сегодня за такую машину с вас возьмут 750 000 долларов, считайте, что вы выиграли ее в лотерею. А главное — запчасти. Их просто НЕТ. Совсем нет, даже если у вас много денег. И даже если очень много, все равно НЕТ». То, что осталось, берегут как зеницу ока. Это ведь уже не просто двигатели. Это ювелирные украшения…

Но show must go on! В конце концов, сделанные заново поршни ничуть не хуже тех, что носили этот «Мустанг» над Тихим океаном, когда он вместе с дедушкой своего нынешнего пилота гонялся за японскими истребителями. Хотя перед чем-то бессильны даже современные технологии и материалы. Никто не знает сегодня, как сделать коленвал для даймлер-бенцовского DB-603. Даже с вершины современных технологий.

Но бог с ним, с «Даймлер-Бенцом». Потому что послушайте лучше этот — 18-цилиндровый радиальный «Райт-Циклон» R-3350. Если «Мерлин» это баритон, то R-3350 — редкий, уникальный по звучанию и силе бас. Его не просто слышишь: он вбирает в себя все вокруг, его ощущаешь всем организмом. Это звучат 60 литров рабочего объема — и как звучат! Звуки Рино продаются на компакт-дисках, и их нужно прописывать для обязательного прослушивания всем любителям формульных визжалок…

А вот то, от чего вправду сносит голову: эти невероятные литры и лошадиные силы прикреплены, в общем-то, к совсем легким машинам. Средний вес аппарата класса Unlimited — в районе двух с половиной тонн. «Гелендваген» с 60-литровым мотором — не хотите ли прокатиться?

Они взлетают не спеша, по одному, с 30-секундным интервалом. Первым отрывается от земли так называемый pace plane, небольшой реактивный самолет. А за ним — десять ревущих красавцев, один из которых будет сегодня первым. Который? Pace plane включает дым и ложится на широкий полукруг вокруг аэродрома. Остальные, срезая круг, пристраиваются к нему, формируя одну шеренгу.

И вот они уже выровнялись и начинают разгоняться до НАСТОЯЩИХ скоростей, выводя движки на максимальный наддув. Воздух становится плотным от вибраций, которые проходят сквозь ваше тело. Маршрут гонки лежит в долине за полосой и просматривается сейчас весь как на ладони на фоне окружающих долину гор. Вот участники выходят в торец полосы, и в этот момент pace plane уходит горкой вверх, а участники пикируют к первому пилону — высокой мачте, которая отмечает повороты трассы. Гонка началась! Теперь они будут идти в вираже, с перегрузкой, на высоте 10 метров, огибая мачты со скоростью больше 800 км/ч, или 250 м/с.

За эту секунду двигатель самолета совершит 60 оборотов, а его 48 клапанов откроются и закроются 30 раз. Каждый поршень, двигаясь вверх-вниз, пройдет путь примерно 20 метров. 24 свечи дадут 720 разрядов, произведя 360 вспышек во всех цилиндрах мотора. Расширяющиеся газы, вылетая из цилиндров со сверхзвуковой скоростью, выстрелят 360 раз с пушечным звуком. Водяной насос произведет 90 оборотов, прогнав за эту секунду 15 литров охлаждающей жидкости через радиаторы. Масляный насос прогонит сквозь двигатель и фильтры литр масла, охлаждая и смазывая сверхнапряженные детали мотора. Нагнетатель воздуха сделает за секунду 348 оборотов — его крыльчатка, вращаясь со скоростью звука, сожмет 5 кубометров воздуха, который под давлением 4 атмосферы попадет в цилиндры. Два с половиной литра высокооктанового авиагорючего пройдет по топливным магистралям, смешается с полутора литрами антидетонационной водо-метанольной смеси, распылится в форсунках и попадет в цилиндры. Сгорая в течение этой секунды, они произведут достаточно энергии, чтобы легковой автомобиль ездил полчаса.

В течение этой долгой секунды воздушный винт самолета сделает 25 оборотов. Каждая его лопасть пройдет в воздухе 300 метров, разрезая его на скорости, близкой к звуковой. Сам самолет пролетит примерно 250 метров — всего полтора процента от всего одного круга из восьми. Восемь кругов по 13,6 км каждый, по минуте на круг. За эту же секунду пол-литра чистого кислорода попадет в дыхательную маску и исчезнет в легких пилота, снабжая питанием бешено стучащее сердце — до трех ударов в секунду. Ведь скорость — 800 км/ч, высота — 10 метров, перегрузка — три единицы.

А техники на земле будут молиться своим железным богам — чтобы выдержали двигатели. Чтобы страшный скрежет, раздавшийся в воздухе, и вываливающийся за этим скрежетом из гонки самолет, уходящий вверх с беспомощно замершим винтом, были не их, а противника. А вы будете стоять, открыв рот, и вбирать в себя этот божественный рев. И думать: бог мой, что же чувствуют сейчас там они? Когда в полуметре перед тобой поют песню четыре тысячи лошадей, а финиш (а может быть, твоя смерть?) — раскрашенная стрела крана — проносится прямо у твоего красного крыла?

Они гоняются за деньги? Черта с два! Из 10 стартовавших главный приз, 100 000 долларов, возьмет лишь один. Остальные гарантированно попадут на «капиталку» двигателей, а кое-кто, чей самолет, дымя, лязгая и разбрасывая этиленгликоль, пошел на вынужденную посадку, как минимум на новый «движок» тысяч за 500 «зеленых». Но разве это не стоит того, чтобы пронестись на красном четырехтысячесильном «Мустанге» над трибунами — первым!

Завидуйте им — что еще остается! И приезжайте в этом году в Рино.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым