Андрей Сигле: «Жизнь происходит именно сейчас»
14.07.2008

Музыкант, композитор, продюсер Андрей Сигле начал разговор с теплой искренней улыбки и рассказа
о родном Питере. Беседа плавно перетекала с одной темы на другую, и я купалась в лучах обаяния человека,
увлеченного своим делом. Кино и музыка для Андрея слились в профессии продюсера и кинокомпозитора.
А смысл жизни он видит в создании достойного русского кино, которое заставит зрителя думать. Андрей
считает, что гармония — не в достижении мифических целей. А в том, чтобы жить в согласии с собой.

Image

ТЕКСТ: Мария Тучина
ФОТО: Игорь Крыжановский

Андрей, расскажите о проекте, который вы представляете на Московском кинофестивале.

Фильм «Сад» — это  уникальная, аутентичная трактовка чеховской пьесы. Антон Павлович очень возмущался теми театральными постановками, которые делались при его жизни. Станиславский увидел в его пьесе драму, но у Чехова был совсем другой замысел и, безусловно, особое отношение ко всем персонажам пьесы. Мы сделали настоящую эксцентричную комедию, близкую тому, что задумал автор.
Хочу отметить, что «Вишневый сад» — его последнее произведение. И символично, что тяжело больной человек, который уже практически не выходил из дома, умирая, написал комедию..

 Image

А какова ваша роль в проекте?

Я как продюсер возглавляю весь производственный процесс. А как композитор являюсь соратником режиссера по созданию драматургии и образов в кино.

А как вы совмещаете эти две разные профессии? Композитор — творец, а продюсер по своей сути делец…

Обычно я продюсирую те фильмы, к которым хотел бы написать музыку. Были уже «Гадкие лебеди» с Константином Лопушанским, «Александра» с Александром Сокуровым, очень много фильмов с Дмитрием Светозаровым, «Преступление и наказание», «По имени Барон». Продюсирование — тоже ,своего рода, творчество. Даже подсчет денег в кино является творческим процессом.

Очень интересно! Что вы имеете в виду?

Дело в том, что съемки фильма — это замысловатый и загадочный процесс для человека непосвященного. Съемочный день стоит от 15 до 30 и выше тысяч долларов. Неправильно организованная работа может привести к потере этих денег. А вы знаете, что иногда на съемочную площадку приезжают до 200 человек сразу? Осветители с оборудованием, бригада оператора-постановщика, гримеры и костюмеры… И не дай бог, приехали не все, или не со всеми приборами или линзами к камере — съемочный день потерян.
К тому же люди кино очень непростые, со своими характерами, эмоциями, подходом к делу. Недаром каждый человек, кто принимал участие, прописывается в финальных титрах, вплоть до дольщиков. Знаете, кто такие дольщики? Это очень ценные люди в кино: они толкают телегу с оператором по рельсам, что по-своему сложно, ведь все должно происходить с определенной скоростью, плавно, без резких остановок.
И каждая профессия, а их десятки в кино, по-своему уникальна.

А что самое сложное в работе продюсера?

Создать грамотную команду людей одного уровня. Надо быть не только калькулятором, который считает деньги, но и психологом, чтобы объединить всех людей. Повторюсь, очень разных персонажей. У них иногда могут быть несовместимые взгляды на творчество, на картинку, на музыку, и нужно сделать так, чтобы эти индивидуальности начали работать в  одной команде.

А ваше кино — это ведь некоммерческое кино?

Я ни в коем случае не тешу себя иллюзиями, что  наш «Сад» посмотрят миллионы людей. В России, на мой взгляд, время авторского кино еще не пришло. Оно существует, живет и выживает во многом благодаря тому, что востребовано западной публикой. Я знаю, что за рубежом уже проявили интерес к нашей картине, и у нас существует договоренность с десятками стран об ее покупке.

А в чем причина такой немилости к авторскому кино в России?

Во-первых, десятилетия потрясений в России еще не привели к спокойствию в душах людей и возникновению потребности в чем-то интеллектуальном. Пока все озабочены попытками занять свое место под солнцем, уцепиться корнями за землю. К сожалению, заставить душу трудиться, понимать хорошую литературу, музыку, кино — время пока не пришло.
И вторая причина: экономическая. Количество залов в стране недостаточно, картин производится много, да еще и американский прокат «поджимает». Поэтому внедриться  туда авторскому кино крайне сложно.

Но ведь на Западе авторское кино, напротив, востребовано…

На Западе много независимых студий, у которых есть своя часть рынка. Существует даже сеть кинотеатров, в которой демонстрируется независимое интеллектуальное кино. Эта сеть экономически оправданна, там есть свой зритель.
В России потребность в таких кинотеатрах есть, и, возможно, электронные кинотеатры, использующие свои носители, решат проблему. А пока телевидение, которое входит в каждый дом, обеспечивает нам ту аудиторию, которую бы мы ждали в кинотеатре.

А зачем вам некоммерческое кино — вам как продюсеру?

Я не рассматриваю кино как бизнес. Не хочется громких слов, но у любого человека, который работает в искусстве, есть еще и некоторые обязанности перед зрителем. Это моя миссия,  ноша что ли. Я должен  ее нести.
У меня есть дочка десяти лет, и если ей давать свободу выбора, она будет постоянно есть сладости, смотреть американские фильмы и играть в компьютерные игры. Заставить ее прочитать книжку — целая история. Народ в основной массе можно сравнить с ребенком: его надо воспитывать, прививать ценности.
Кинопроизводство занимает год. И когда снимаешь хорошее кино, есть ощущение, что ты не зря тратишь год жизни..

А как вы относитесь к нашему коммерческому кино?

Я с большим энтузиазмом и воодушевлением смотрю, как у нас снимают эти фильмы. Вижу все проблемы, которые существуют. Наши бюджеты ни в коем случае не сравнятся с  американскими. И понятно, почему наши малобюджетные блокбастеры получаются ущербными. Но их появление говорит о том, что мы на правильном пути. Это все-таки достижение! И те же «Дозоры»…

Это повод для гордости?

Это повод для оптимизма, что вот-вот и у нас появится кино, которым мы сможем гордиться.

А вы сами чем гордитесь?

Вы очень ловко поставили вопрос, не вывернутся мне никак…
Я горжусь тем, что мне все-таки удается, притом что это экономически тяжело, но все-таки держаться авторского кино. Не размениваться на проходные работы, которые делались бы только ради прибыли.

Легко найти единомышленников в этом деле?

Нелегко, но они есть, и их немало. В частности, фильм «Александра» мы снимали в Чечне. Трудно было найти группу, которая согласилась бы поехать туда на месяц снимать кино. У нас были и нервные срывы, и истерики, и скандалы. Но когда мы вернулись, очень многие говорили слова благодарности: «Спасибо. И если надо будет в любую часть света, то зовите нас, мы куда угодно…»
Потихоньку значимость того, что мы делаем, формирует вокруг команду профессионалов. В частности, в проекте «ПЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»  принимали участие Александр Балуев, Андрей Панин, Елена Яковлева — это звезды первого эшелона  и гонорары у них серьезные. Но поскольку мы не имели достаточного финансирования, многие снижали свои требования.

Какую роль в кино вы отводите музыке?

Безусловно, музыка в кино имеет особую драматургическую задачу   Не развлечение для зрителя, не украшение, а возможность двигать вперед драматургию фильма.

Вы успешный человек?

Вы знаете, когда мне предлагают загадать желание, я всегда думаю об одном и том же: чтобы ничего не менялось. Все, что у меня есть — и в духовном, и в финансовом отношении — меня устраивает. Самое главное, чтобы наши устремления никогда не превышали наших возможностей, лишь самую малость. Когда желания чрезмерны, наступает дискомфорт. Надо стремиться к тому, чтобы был покой в душе, чтобы слышать себя, друзей, близких. Но это не успех. Это гармония.

Вы говорите, что нужно умерять свои желания…

Богатый человек не тот, у кого много денег, а тот, кому их достаточно.
Я вот не терплю быстро ездить, несмотря на то что езжу на достаточно мощном автомобиле. При быстрой езде не успеваешь замечать, что происходит вокруг. Ты видишь только полотно шоссе. Так же и в жизни: если нестись сломя голову к какой-то мифической цели, ты пропускаешь очень много важного: как уходят твои друзья, как дети вырастают. Ты уже никогда не увидишь, как дочке было восемь лет. И ты пытаешься кого-то поймать за хвост, а жизнь проходит и ты остаешься ни с чем. Жизнь происходит именно сейчас, а не завтра, и голубой вагон не увезет тебя в светлые дали. Важно наслаждаться жизнью ежеминутно. Умерить свои амбиции и радоваться пейзажу за окном.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым