Андрей Сигле: «Жизнь происходит именно сейчас» |
14.07.2008 | ||||||
Музыкант, композитор, продюсер Андрей Сигле начал разговор с теплой искренней улыбки и рассказа ФОТО: Игорь Крыжановский Андрей, расскажите о проекте, который вы представляете на Московском кинофестивале.Фильм «Сад» — это уникальная, аутентичная трактовка чеховской пьесы. Антон Павлович очень возмущался теми театральными постановками, которые делались при его жизни. Станиславский увидел в его пьесе драму, но у Чехова был совсем другой замысел и, безусловно, особое отношение ко всем персонажам пьесы. Мы сделали настоящую эксцентричную комедию, близкую тому, что задумал автор.Хочу отметить, что «Вишневый сад» — его последнее произведение. И символично, что тяжело больной человек, который уже практически не выходил из дома, умирая, написал комедию.. А какова ваша роль в проекте? Я как продюсер возглавляю весь производственный процесс. А как композитор являюсь соратником режиссера по созданию драматургии и образов в кино.А как вы совмещаете эти две разные профессии? Композитор — творец, а продюсер по своей сути делец…Обычно я продюсирую те фильмы, к которым хотел бы написать музыку. Были уже «Гадкие лебеди» с Константином Лопушанским, «Александра» с Александром Сокуровым, очень много фильмов с Дмитрием Светозаровым, «Преступление и наказание», «По имени Барон». Продюсирование — тоже ,своего рода, творчество. Даже подсчет денег в кино является творческим процессом.Очень интересно! Что вы имеете в виду?Дело в том, что съемки фильма — это замысловатый и загадочный процесс для человека непосвященного. Съемочный день стоит от 15 до 30 и выше тысяч долларов. Неправильно организованная работа может привести к потере этих денег. А вы знаете, что иногда на съемочную площадку приезжают до 200 человек сразу? Осветители с оборудованием, бригада оператора-постановщика, гримеры и костюмеры… И не дай бог, приехали не все, или не со всеми приборами или линзами к камере — съемочный день потерян.К тому же люди кино очень непростые, со своими характерами, эмоциями, подходом к делу. Недаром каждый человек, кто принимал участие, прописывается в финальных титрах, вплоть до дольщиков. Знаете, кто такие дольщики? Это очень ценные люди в кино: они толкают телегу с оператором по рельсам, что по-своему сложно, ведь все должно происходить с определенной скоростью, плавно, без резких остановок. И каждая профессия, а их десятки в кино, по-своему уникальна. А что самое сложное в работе продюсера?Создать грамотную команду людей одного уровня. Надо быть не только калькулятором, который считает деньги, но и психологом, чтобы объединить всех людей. Повторюсь, очень разных персонажей. У них иногда могут быть несовместимые взгляды на творчество, на картинку, на музыку, и нужно сделать так, чтобы эти индивидуальности начали работать в одной команде.А ваше кино — это ведь некоммерческое кино?Я ни в коем случае не тешу себя иллюзиями, что наш «Сад» посмотрят миллионы людей. В России, на мой взгляд, время авторского кино еще не пришло. Оно существует, живет и выживает во многом благодаря тому, что востребовано западной публикой. Я знаю, что за рубежом уже проявили интерес к нашей картине, и у нас существует договоренность с десятками стран об ее покупке.А в чем причина такой немилости к авторскому кино в России?Во-первых, десятилетия потрясений в России еще не привели к спокойствию в душах людей и возникновению потребности в чем-то интеллектуальном. Пока все озабочены попытками занять свое место под солнцем, уцепиться корнями за землю. К сожалению, заставить душу трудиться, понимать хорошую литературу, музыку, кино — время пока не пришло.И вторая причина: экономическая. Количество залов в стране недостаточно, картин производится много, да еще и американский прокат «поджимает». Поэтому внедриться туда авторскому кино крайне сложно. Но ведь на Западе авторское кино, напротив, востребовано…На Западе много независимых студий, у которых есть своя часть рынка. Существует даже сеть кинотеатров, в которой демонстрируется независимое интеллектуальное кино. Эта сеть экономически оправданна, там есть свой зритель.В России потребность в таких кинотеатрах есть, и, возможно, электронные кинотеатры, использующие свои носители, решат проблему. А пока телевидение, которое входит в каждый дом, обеспечивает нам ту аудиторию, которую бы мы ждали в кинотеатре. А зачем вам некоммерческое кино — вам как продюсеру?Я не рассматриваю кино как бизнес. Не хочется громких слов, но у любого человека, который работает в искусстве, есть еще и некоторые обязанности перед зрителем. Это моя миссия, ноша что ли. Я должен ее нести.У меня есть дочка десяти лет, и если ей давать свободу выбора, она будет постоянно есть сладости, смотреть американские фильмы и играть в компьютерные игры. Заставить ее прочитать книжку — целая история. Народ в основной массе можно сравнить с ребенком: его надо воспитывать, прививать ценности. Кинопроизводство занимает год. И когда снимаешь хорошее кино, есть ощущение, что ты не зря тратишь год жизни.. А как вы относитесь к нашему коммерческому кино?Я с большим энтузиазмом и воодушевлением смотрю, как у нас снимают эти фильмы. Вижу все проблемы, которые существуют. Наши бюджеты ни в коем случае не сравнятся с американскими. И понятно, почему наши малобюджетные блокбастеры получаются ущербными. Но их появление говорит о том, что мы на правильном пути. Это все-таки достижение! И те же «Дозоры»…Это повод для гордости?Это повод для оптимизма, что вот-вот и у нас появится кино, которым мы сможем гордиться.А вы сами чем гордитесь?Вы очень ловко поставили вопрос, не вывернутся мне никак…Я горжусь тем, что мне все-таки удается, притом что это экономически тяжело, но все-таки держаться авторского кино. Не размениваться на проходные работы, которые делались бы только ради прибыли. Легко найти единомышленников в этом деле?Нелегко, но они есть, и их немало. В частности, фильм «Александра» мы снимали в Чечне. Трудно было найти группу, которая согласилась бы поехать туда на месяц снимать кино. У нас были и нервные срывы, и истерики, и скандалы. Но когда мы вернулись, очень многие говорили слова благодарности: «Спасибо. И если надо будет в любую часть света, то зовите нас, мы куда угодно…»Потихоньку значимость того, что мы делаем, формирует вокруг команду профессионалов. В частности, в проекте «ПЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» принимали участие Александр Балуев, Андрей Панин, Елена Яковлева — это звезды первого эшелона и гонорары у них серьезные. Но поскольку мы не имели достаточного финансирования, многие снижали свои требования. Какую роль в кино вы отводите музыке?Безусловно, музыка в кино имеет особую драматургическую задачу Не развлечение для зрителя, не украшение, а возможность двигать вперед драматургию фильма.Вы успешный человек?Вы знаете, когда мне предлагают загадать желание, я всегда думаю об одном и том же: чтобы ничего не менялось. Все, что у меня есть — и в духовном, и в финансовом отношении — меня устраивает. Самое главное, чтобы наши устремления никогда не превышали наших возможностей, лишь самую малость. Когда желания чрезмерны, наступает дискомфорт. Надо стремиться к тому, чтобы был покой в душе, чтобы слышать себя, друзей, близких. Но это не успех. Это гармония.Вы говорите, что нужно умерять свои желания…Богатый человек не тот, у кого много денег, а тот, кому их достаточно.Я вот не терплю быстро ездить, несмотря на то что езжу на достаточно мощном автомобиле. При быстрой езде не успеваешь замечать, что происходит вокруг. Ты видишь только полотно шоссе. Так же и в жизни: если нестись сломя голову к какой-то мифической цели, ты пропускаешь очень много важного: как уходят твои друзья, как дети вырастают. Ты уже никогда не увидишь, как дочке было восемь лет. И ты пытаешься кого-то поймать за хвост, а жизнь проходит и ты остаешься ни с чем. Жизнь происходит именно сейчас, а не завтра, и голубой вагон не увезет тебя в светлые дали. Важно наслаждаться жизнью ежеминутно. Умерить свои амбиции и радоваться пейзажу за окном.
|