Королевская битва
За этот приз состязались самые богатые мужчины планеты и самые отчаянные сорвиголовы. Обладать этим трофеем — почет для любой державы, а в список участников состязаний рвется даже Китай. Эта гонка — самое престижное соревнование в мировом парусном спорте, а имя ему — Кубок Америки.
Америка в названии кубка — это не страна. «Америка» — это яхта, которая 22 августа 1851 года выиграла небольшой — немного крупнее обычной бутылки шампанского — серебряный кубок, который маркиз де Англси, ветеран битвы при Ватерлоо, заказал у королевского ювелира Роберта Гаррарда. Кубок обошелся ему в сто гиней — большая по тем временам сумма, но знал бы маркиз, какие баталии развернутся за этот кубок спустя столетие и какие состояния будут поставлены на кон ради немудреного серебряного кувшина — да еще и без дна…
Раз кувшин неправильный, то и пошло все изначально совсем не так, как задумывалось. Ведь де Англси убедил королеву Викторию, что первыми в яхтенной гонке вокруг острова Уайт будут ее подданные. «Но ведь они непременно напьются после победы, эти моряки!» — вскричала королева. Она не любила пьяных. И маркиз заказал кубок без донышка. Уж лучше бы напились, право слово. Потому что за последующие 150 лет такой возможности им не представилось.
Image

Текст: Полина Серебренникова

Фото: Photas


А ведь кувшином поначалу хотели просто откупиться. Да и гонка-то была не бог весть какая. В афише регаты 1851 года, в рамках которой она проводилась, «Кубок ста гиней» находится где-то между обедом и фейерверком. Наверное, тогда все казалось предрешенным заранее и поэтому скучным. В портах гремело «Правь, Британия, морями», и в победе англичан никто не сомневался.

А с другого берега океана на регату шла яхта «Америка», тоже принадлежавшая человеку без сомнений. Джон Стивенс, один из богатейших людей Восточного побережья США и основатель Нью-Йоркского яхт-клуба, был уверен, что они с друзьями владеют самым быстроходным парусником в мире. Заказ, который он сделал Джорджу Стирсу, одному из ведущих морских проектировщиков Америки, так и звучал: «Построить самую быструю в мире яхту». «Америка» строилась на верфи Уильяма Брауна на Ист-Ривер. Браун запросил за лодку 30 000 долларов — огромную по тем временам сумму, но согласился забрать яхту назад и вернуть деньги, если «Америка» не станет самой быстрой яхтой мира.

Оставалось лишь выяснить это в поединке, и «Америка» отправилась в Британию. Синдикат хозяина яхты Стивенса предлагал пари на 10 тысяч фунтов (около 700 тысяч долларов по сегодняшним меркам) на то, что «Америка» выиграет у любого парусного судна на дистанции до 70 миль. Но вызова никто так и не принял. Только после того как «Таймс» поместила язвительную передовую статью, упрекавшую британских шкиперов в трусости, англичане согласились участвовать лишь в гонках вокруг острова Уайт.

И были биты наголову. Стартовав последней, «Америка» один за одним обошла все 14 английских яхт и уже на середине дистанции выиграла две с половиной мили. Лейтенант, у которого королева Виктория спросила, кто идет вторым, смог лишь развести руками. «Мадам, — сказал он, — второго места просто нет…» Королева вручила кубок без донышка американцам. Конечно, они напились, но королеву это уже не интересовало. Кубок Америки, бывший «кубок ста гиней», уплыл за океан. А в Англии, стиснувшей зубы после поражения, началась яростная борьба — за возвращение трофея на родину.

Что за мужчины брались отстоять честь Британии, что за моряки! Одним из первых был сэр Томас Липтон, парусники которого возили в то время чай из Цейлона. Возили быстрее пароходов! Пять раз Липтон пытался выиграть гонку, каждый раз выставляя все более совершенные парусники. И пять раз терпел поражение. Его соперниками двигала теперь такая же идея фикс — кубок Америки не должен покидать Нью-Йорк. Кубок нельзя было отдать, причем в буквальном смысле. В Нью-Йоркском яхт-клубе кувшин без донышка к тому времени стоял на специальном постаменте, к которому был прикручен здоровенным болтом. И в клубе говорили, что тот, кто проиграет кубок, оставит на его месте свою голову.

Поэтому сэр Липтон должен был проиграть. Поэтому Корнелиус Вандербильт, наследник знаменитого миллиардера, должен был выиграть. У Америки остался кубок, но Липтон тоже получил кое-что. «Благодаря Кубку я чувствую себя молодым, устремленным, полным надежд, — говорил 80-летний Липтон, уезжая в Англию после пятого проигрыша. — Кубок не достался мне, но я получил здоровье и прекрасных друзей». А также — добавим мы с высоты наших дней — прекрасную рекламу своего чайного бизнеса. Иногда поражение дороже победы: кто помнит сегодня Стивенса, которому кубок вручала сама королева?
Image
Потом были долгие годы борьбы, множество соискателей и постоянные победы американцев. В 1970 году попытал счастья барон Марсель Бик, разбогатевший на торговле авторучками. Он привез с собой на гонки 60 матросов, двух поваров и невероятное количество вина, видимо, чтобы праздновать победу, но кубок остался в Нью-Йорке. В 1974 году за штурвалом яхты защитников кубка стоял Тед Тернер, телемагнат и создатель CNN, и снова серебряный кувшин остался в Америке.

Но рано или поздно это должно было случиться. Американцы обязаны были однажды проиграть. И в 1983 году в Нью-Йорк вылетел Алан Бонд — первый неамериканец, который впервые за 132 года сумел вырвать победу. В его багаже лежал позолоченный гаечный ключ — им Бонд намеревался отвернуть болт, крепящий кубок к основанию. То, что на месте кубка должна была появиться чья-то голова, его не смущало. Впрочем, Кубок Америки давно перестал быть соперничеством лишь Англии и США. Сегодня это самая престижная в мире регата, участвовать в которой почитает за честь любая страна, даже Китай. Как говорит Мишель Бонфу, главный распорядитель Кубка Америки: «Ценности, пропагандируемые Кубком Америки, присущи не только Западу, они, прежде всего, присущи человечеству в целом».
Image
Судьба же самой «Америки» сложилась не столь радужно, сколь подобает легендарному судну. Сразу после победы Стивенс продал яхту, и следующие 10 лет «Америка», как скаковая лошадь, непрерывно участвовала в гонках в британских водах, меняя владельцев. Когда в США началась Гражданская война, «Америка» отправилась назад. На родине ее переименовали в «Мемфис», и под этим именем ей пришлось даже повоевать на стороне южан, прорывая морскую блокаду.

После войны проигравшим хозяевам было уже не до лодки. Спустя какое-то время ее нашли в одном из портов Каролины, распознали в ней ту самую яхту-легенду и вернули ей прежнее имя. «Америка» стала учебным судном, но когда комиссия конгресса обнаружила, что за четыре года эксплуатационные расходы превысили первоначальную стоимость ее постройки, «Америка» была продана с аукциона. Покупателем стал главный дворецкий Бенджамина Франклина, который выложил за лодку $5000. В его семье она прожила еще несколько десятков лет и последний раз выходила в море в 1901 году.
Image
Потом яхту пытались продать долгие 17 лет — шла Первая мировая и было не до реликвий, а в 1917-м яхта была куплена Чарльзом Фостером из Бостона и подарена им морской академии. Академия выставила «Америку» у причала — просто для привлечения туристов. Перед Второй мировой «Америку» подняли на сушу, чтобы отреставрировать — но мастерская, куда загнали корпус, обвалилась. Так кончилась 93-летняя история «самой быстрой яхты в мире»,  название которой сегодня ныне стало легендой. Сегодня все, что осталось от «Америки», — это ее руль, который выставлен в одном из музеев в штате Коннектикут.

Кстати, де Англси заказал тогда, в 1851 году, не один, а три кубка. Совершенно одинаковых. Но два других, не ставшие кубком Америки, так и канули куда-то без возврата и особого сожаления. Да и в самом деле, какой прок в кувшине без дна. Хоть и серебряном.


-----------


Яхты, которые участвуют в Кубке, только на вид кажутся роскошными. На самом деле это гоночные снаряды, в которых полностью отсутствует понятие «комфорт». Так, на рекордной лодке Стива Фоссета всего восемь коек на 13 членов экипажа — люди спят по очереди, чтобы нести вахту. На судне отсутствует теплоизоляция, мощность отопителя минимальна. Все подчинено одной цели: уменьшению гоночного веса. Экономия веса доходит до того, что внутренние помещения лодки никак не окрашены — и все ради той же экономии веса. Этому же служит и применение вместо ламп накаливания в электрической сети судна светодиодов — они легче, надежнее, потребляют меньше электроэнергии, что, в свою очередь, позволяет брать на борт меньше топлива для дизель-генератора.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым