Дом под парусом
Если сегодня о человеке говорят, что у него есть собственный самолет, то всем становится понятно: он состоялся. А сто, сто пятьдесят лет назад? Чем должен был владеть европейский предприниматель, чтобы входить в элиту тогдашнего бизнеса? Особняк и собственная конюшня были у любого завалящего графа. А вот действительно успешных людей отличало наличие собственной яхты.
Раз у человека есть яхта, значит, ему просто необходимо много передвигаться по миру. И быть при этом независимым ни от расписания пароходных рейсов, ни от скорости самих пароходов. Ведь скоростная яхта и сегодня уступит в скорости разве что судну на подводных крыльях, а тогда ничего быстрее нее просто не существовало. И для таких преуспевающих людей, как, например, Ротшильд или знаменитый чайный торговец сэр Томас Липтон, яхта в конце позапрошлого века была необходимостью. Такой же, как сегодня частный реактивный Gulfstream или LearJet для президента компании Ford.
С тех пор прошло полтора века, но спрос на яхты среди богачей удивительным образом лишь растет. Отчего? Оттого, что яхта для Ротшильда сегодняшнего дня — это такая же независимость и эксклюзивность, как и для его предка. Только теперь она касается не работы, а отдыха. Ведь современная яхта — большое, роскошно отделанное судно, изнутри похожее скорее на особняк. Это номер люкс в пятизвездочной гостинице, который волшебным образом может следовать со своим владельцем по всему земному шару. И никогда не бывает занят кем-то еще.
Image

Текст: Полина Серебренникова

Фото: журнал "Yachting"

ImageВ чем-то бизнесмену позапрошлого века было проще — ему не приходилось решать проблему, с которой сталкивается бизнесмен нынешний. А именно: какую яхту он хочет — парусную или моторную? С моторной проще обращаться, но сложнее обслуживать, и ее эксплуатация… не то чтобы дороже, но намного хлопотнее. Две-три тысячи дизельных лошадиных сил, которые двигают эти плавучие дворцы, нуждаются в регулярном питании и присмотре хороших мотористов. А если хочется иногда побыть одному?

С другой стороны, моторная яхта меньше изнутри: двигатели занимают много места. А у парусной больше объем внутренних помещений. Здесь не «мешает» парус, палубы устремляются все выше и выше в надстройку, увеличивая свое число и множа роскошь. Собственный бассейн? Кинотеатр? Плавучая студия звукозаписи? Вертолетная площадка? Пожалуйста, лишь бы хватило фантазии! Сооружайте хоть «Титаник» — главное, суметь оплатить счета. Строительство суперъяхты, которая сможет соперничать в роскоши с любимыми игрушками шейхов и наследных принцев, обойдется в десятки миллионов долларов. Такими судами занимаются немало компаний по всему миру, например голландская Feadship или итальянская Benetti.

С другой стороны, парус — это романтика и свобода. На парусной яхте нет постоянно стучащего дизеля (сам дизель, конечно есть, но мощностью раз в 20 меньше, чем на моторных яхтах). Здесь только ветер, парус и твое умение им управлять. Ну и что, что кают меньше, и не получится организовать собственный кинотеатр с бассейном, как на эксклюзивных моторных посудинах. Здесь ты ближе к природе, черт возьми. А в природе есть такие бассейны и такие фильмы, что не снились ни одному архитектору и ни одному режиссеру…

Тем более что основная проблема, которая не давала покоя любителям паруса с момента его появления, решена. А именно: для хождения на большом парусном судне теперь не нужна команда в 20 человек. Компьютерное управление дошло до таких высот, что 50-метровый парусник могут водить всего три человека. При этом двое из них нужны лишь для того, чтобы швартоваться к берегу!

Image Те, кто попадает в офис компании Wally из Монако, основного строителя таких судов, как правило, уже знают чего хотят. Для них это далеко не первая яхта — просто все предыдущие оказывались в конце концов малы. Им требуется больше скорости (а Wally — это очень быстроходные яхты), больше комфорта, больше уединения. И конечно, еще больше места. Сам владелец компании Люка Бассани называет себя бунтарем. Он считает, что работает для того, чтобы дать состоятельным людям мечту о море. Даже тем из них, кто из всех узлов знает только тот, которым завязывают галстук.

Такая мечта обходится совсем не дешево — цена средней 33-метровой яхты превышает $15 млн. Но это значит не просто то, что продукция Wally очень дорога. Каждая построенная здесь яхта — уникальное изделие: для лодок такого класса и размера не делают рабочих образцов, первое изделие одновременно является и последним. Здесь не допускают ошибок — их цена слишком высока. Поэтому один из рекламных слоганов, которые использует компания, звучит так: «Творчество. Больше, чем традиция».

Image У компании есть и другие слоганы, не менее сильные. «Комфорт. Больше, чем усилия». Или «Скорость. Больше, чем торопливость». Может показаться, что это эпатаж, но в списке владельцев яхт от Wally — президенты крупнейших компаний и нефтяные магнаты. Этих людей просто так «на понт» не возьмешь. Они знают, за что отдают деньги. А мечта самого Бассани — построить яхту по заказу Билла Гейтса. И кто знает, до чего могут додуматься эти фантазеры вместе?

Для многих

Цены на яхты, являющиеся чем-то большим, чем средство передвижения, начинаются от полумиллиона долларов. Но это не значит, что мечта о море не может обойтись дешевле. Главное — не отвлекаться на бытовые мелочи, и тогда все миллионы стоимости яхты сведутся лишь к одному — сколько шагов вам придется сделать из каюты к корме, чтобы искупаться.

Какую яхту ни заказывай, дом на суше все равно будет больше и роскошнее. Поэтому большинство яхт, продаваемых в мире, заказывают не Ротшильды. 70–90 тысяч долларов — и вы обладатель приличной 34-футовой лодки. И если большую яхту можно сравнить с дворцом, то это — собственный дом, небольшой, но очень уютный. А главное — способный дать хозяину возможность наслаждаться морем в любой части света.

В конце концов, яхтой не обязательно даже владеть. Ее можно взять напрокат в любом приличном порту — если вы умеете ее водить. Если водить не умеете, но можете готовить сами, или готовы питаться на стоянках, нужно просто нанять еще и капитана. А если совсем обленились — взять с собой и личного кока, боцмана с дудкой, юнгу — да кого захотите. Главное, чтобы все они поместились на борт и в кошелек.

Стоит такое удовольствие не так уж и дорого. Примерно тысячу долларов на человека в неделю, с питанием и перелетом. Капитаны в среднем берут сотню в день. И сегодня многие перед вылетом на морской курорт уже бронируют не гостиницу, а яхту. Индустрия морской романтики набирает обороты. Еще пару лет назад о яхтенном чартере было почти не известно, а сегодня на Средиземноморье каждый второй капитан знает слово «мать». И это прекрасно.

Куда

А начинаются морские приключения, как и три тысячи лет назад, со Средиземного моря. Начинаются, чтобы часто не закончится никогда… Ведь это только на карте кажется, что Средиземное море очень большое. Здесь не получится долго идти по прямой — обязательно уткнетесь в какую-нибудь сушу. И очень возможно, что захотите на нее сойти.

Европейцы говорят, что Средиземноморье — огромный этнографический музей под открытым небом. Здесь достаточно пройти сто миль, чтобы попасть в другую страну и, больше того — в другую культуру. В здешнем компоте наций, разлитом по побережью, смешалось все, из чего вышел сегодняшний европеец, от Греции до Португалии. И жизни не хватит, чтобы осмотреть здесь хотя бы половину всех красот. А еще тут можно провести отпуск без нервотрепки и тягостных усилий, вблизи цивилизации и комфорта. И наслаждаться экзотикой, не боясь расстройства желудка.

Сезон на Средиземноморье длится с апреля-мая до сентября-октября. Потом начинаются ветра, сильные и с неприятным нравом, вроде неудержимого мистраля, дующего с дельты Роны, или боры от берегов Адриатики. Но спустя несколько недель шторма утихают и море опять становится спокойным. Вообще про ветра на Средиземноморье говорят, что их либо слишком много, либо слишком мало. Это правда, но лишь отчасти: слабый бриз вполне уверенно наполнит парус, а большинство здешних штормов вполне можно обуздать. Да и воспринимаются они под жарким солнцем, среди соленых брызг не как опасность, а скорее как приключение.

Говорят, что в последнее время Средиземное море стало портиться. Для сухопутного отдыхающего, чей путь всегда лежит в один из курортных городов, это и вправду так. Гостиниц на одних и тех же берегах все больше, а на пляжах все теснее. Но для того, кто вышел под парусом, все меняется уже через десяток миль. И до сих пор на Средиземноморье полно тихих уголков, сохранивших свою самобытность, где жизнь течет так же размерено, как пятьсот лет назад. Идти вдоль такого берега — все равно что заглядывать в сокровищницу…

Самые популярные направления здесь начинаются в Испании. Наиболее любимы яхтсменами Балеарские острова, здесь с началом сезона отпусков, в июле — августе, начинается столпотворение. Для длительных путешествий очень любят Грецию — остров Корфу, Афины, залив Сароникос и остров Родос. Цены здесь намного ниже, чем в Северной Европе. Одна только кухня стоит того, чтобы изучить этот регион основательно. На побережье и островах достаточно стоянок, так что можно ходить или популярными трассами, или отклониться в сторону, в спокойные и «дикие» места. Для многих Греция становится домом, где бы они не жили, но в любом случае этих мест вполне хватит на несколько лет наслаждений без утраты новизны.

Тех, кто наберется мужества и не убежит от отпускной суеты в портах очень далеко, замечательно порадует Франция. Побережье здесь называют сказочным, особенно у Сардинии и Корсики. И здесь, как ни удивительно, еще хватает мест для вольных стоянок! Цены же в таких местах отличаются от курортных городов так, будто речь идет о разных странах.

Средиземноморье — это близко и понятно, но тем, кто все детство играл в пиратов, наверняка захочется большего. Здесь два пути — за запад или на юго-восток. Запад — это Карибы, юго-восток — Сейшелы. А по сути и то, и другое — тропики.

Сейшелы — звучит престижно. На островах есть сотни шикарных отелей, но планировать отдых только сухопутным — это значит через три дня повеситься от скуки. Потому что без яхты на Сейшелах делать нечего. Все развлечения тут так или иначе связаны с островами и морем. Переходы совсем невелики, всего по 3-4 часа, и яхта превращается на Сейшелах в плавучий отель. Поэтому велик спрос на лодки большие, шикарные, 50-60 футовые и даже больше.

Здесь прекрасное море, но не менее прекрасная суша. На Сейшелах все остается так же, как 200 лет назад — это государственная политика. Половина всей территории островов является заповедной зоной.

А на Карибах, говорят, Христофор Колумб хотел остаться навсегда. Неизвестно, насколько это правда, но прожить жизнь на маленьком островке, под перестук кокосов над головой, вполне достойно. Так и поступил, говорят, один немец, арендовав на 99 лет маленький островок где-то в этих краях. А стоило это меньше, чем квартира в Берлине на год.

Да и просто заехать сюда на недельку стоит. Здесь оживают все детские книжки — даже остров сокровищ, или, как он отмечен на картах, остров Нормана, недалеко отсюда. Сокровища, кстати, были настоящие. Здесь есть где понырять — город Тортола, столица Британских Виргинских островов, признан для этого одним из лучших мест в мире. И есть на что посмотреть — недалеко от острова Пеликана на дне лежит 100-метровый пакетбот «Рон», разломившийся пополам во время сильнейшего урагана в 1867 году.

А еще, арендовав яхту, можно осуществить свою детскую мечту — махнуть на необитаемый остров. Нанять капитана. Спланировать маршрут, договориться о выгрузке и обратной дороге. Или, когда придет срок, остаться под пальмами навсегда. Случаи бывали…


Финансы

Яхта, как и любое другое средство передвижения, требует определенных затрат на содержание. Яхтсмены очень обижаются, когда содержание яхты сравнивают с автомобилем, но все-таки расходы на яхту постоянны — хотя и неравномерны. Лодки живут много, много лет — а деревянное судно при должном уходе может пережить не только хозяина, но и его детей. Однако если очень упрощать, то лодка требует в среднем около 10% в год от своей стоимости. При этом, например, в один год не понадобится делать ничего — а в другой потребуется поменять паруса (около $5000). Понятное дело, что навигационное оборудование можно обновлять бесконечно, а за стоянку придется регулярно платить ($1500 в месяц). Также придется регулярно вытаскивать яхту на берег, чистить днище от наростов и покрывать особым составом ($1500). Понадобится специальная одежда — ботинки на нескользящей подошве, непромокаемый костюм ($700). Придется, в конце концов, выучиться управлять своей посудиной ($1500).

Самые дорогие яхты в мире

1. «Леди Моура». $210 млн. Длина 104,85 м. Построена в 1991 г. по заказу саудовского принца Насера аль-Рашида.
2. «Аль-Мансур». Около $200 млн. Длина 122 м. Президентская яхта Саддама Хусейна. Затонула в ходе бомбардировок порта Басры 25 марта 2003 г.
3. «Александр». $150 млн. Длина 122 м. Построена по заказу греческого магната Яниса Лациса.
4. «Пелорус». $120 млн. Длина 115 м. Одна из трех суперъяхт, принадлежащих Роману Абрамовичу.
5. «Абдул Азиз». $109 млн. Длина 147 м. Принадлежит королю Саудовской Аравии.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым