Прыжок в великую пустоту
06.03.2012

Без малого пять лет назад, 15 октября 2003 года, в космическом клубе стало на одного члена больше. На орбите побывал Ян Ливэй — 38-летний подполковник ВВС Китая. А словарь выражений, которые весь мир понимает без перевода, обогатился словом «тайкон» — «великая пустота». Или «космос», по-нашему.
Image Текст: Дмитрий НАЗАРОВ

Долгая дорога


Image Космический полет выглядит совершенно логичным в цепи успехов китайской экономики последнего времени. Но дело в том, что в «великую пустоту» Китай нацелился очень давно, еще при Мао. «Китай не способен отправить в космос даже картофелину! Какая же мы держава?!» — кричал потрясенный Мао, когда Советский Союз запустил в космос свой первый искусственный спутник. Свое раздражение председатель ЦК КПК выражал еще не раз. 15 ноября 1957 года, выступая в актовом зале МГУ перед обучавшимися в СССР китайскими студентами, Мао, говоря о только что запущенном СССР «Спутнике-1» весом 70 килограммов, неожиданно обратился к китайскому послу в Москве: «Вы весите 70 килограммов, посол Лю Сяо?» «Чуть меньше», — ответил посол. «Вот видите, — продолжал Мао, — Советский Союз может запустить в космос посла Лю Сяо…»
Но Китаю времен Мао были совершенно недоступны технологии ракетостроения. И их бросились добывать — всеми возможными и невозможными методами. В США, к примеру, до сих пор недоумевают, как в Китае оказался один из разработчиков американской ракетной программы доктор Цянь Сюэсэнь. Он, который многие годы работал в США над проблемами реактивного движения, аэродинамики, жидкостных и твердотопливных ракет, в октябре 1955 года был спокойно выпущен из страны и оказался во враждебном для Америки Китае. Ему также принадлежат концепции ядерного авиационного двигателя, пилотируемого космического полета, сверхскоростного пассажирского авиалайнера. В Китай Цянь Сюэсэнь вернулся с верой в то, что страна сможет догнать Запад в области технологий. Ученый возглавил создание китайских атомной, ракетной и космической отраслей, вырастил поколение талантливых ученых.
Не брезговали китайцы и помощью «старшего брата» — СССР. Помимо подготовки китайских специалистов, которые по возвращении на родину быстро пополнили ряды команды доктора Цяня, Москва иногда подбрасывала Пекину те или иные секреты в ракетной сфере. В частности, советские эксперты не только подсказали место для возведения цзюцюаньского космодрома, но и во многом посодействовали тому, чтобы полигон вступил в эксплуатацию уже в конце 1958 года.
Первая китайская ракета промежуточного радиуса была запущена в марте 1962 года. Правда, первый блин оказался комом: произошли сбои в работе автопилота и ракета, изменив траекторию, врезалась в горы. Но китайцы рук не опустили и уже четыре года спустя провели успешное испытание двухступенчатой баллистической ракеты средней дальности с поэтическим названием «Дунфэн» («Восточный ветер»). На базе «Дунфэн-3» и «Дунфэн-4» китайцами были разработаны трехступенчатые ракеты, которые уже могли доставить полезный груз на околоземную орбиту. Новая ракета получила название, взятое из революционного прошлого КПК, — «Чанчжэнь» («Великий поход») и во многом напоминала советскую УР-200, разработанную в СССР в ОКБ Челомея.
К 70-м годам и в космической отрасли Китай смог «опереться на собственные силы». 24 апреля 1970 года с полигона Цзюцюань стартовала ракета «Чанчжэнь», с помощью которой был запущен на околоземную орбиту первый китайский искусственный спутник «Дунфанхун-1», проигравший в космосе любимую мелодию Мао «Алеет Восток». Китайский прорыв в космос состоялся.

Разбег перед прыжком


Но искусственный спутник — это совсем не то же, что пилотируемый полет. До Китая только две державы в мире оказались способны отправить человека в космос — СССР и США. Быть третьим для Китая значило встать с ними на одну ступеньку. И в Поднебесной началась долгая подготовка к пилотируемому полету.
Первую пилотируемую миссию китайцы собирались отправить еще в 1970-х, но позже от затеи отказались и вернулись к ней в 1992 году. Программа получила кодовое название Project 921. Первоначально программа китайской пилотируемой космонавтики носила исключительно военный характер. С ее помощью китайцы запускали спутники-шпионы и добились в этом больших, даже по международным стандартам, успехов. А вот пилотируемый вариант «не шел». Произошло несколько серьезных аварий. В 1995 году взрыв при старте ракеты «Чанчжэнь-2Е» унес жизни шести человек. Другой «Чанчжэнь» взорвался в начале 1996 года. Спустя несколько недель еще один «Великий поход» вывел спутник стоимостью в $120 млн на неверную орбиту и оставил его беспомощно дрейфовать в открытом космосе…
Но здесь опять пришла помощь от бывшего «большого брата», который сам теперь нуждался в помощи, особенно финансовой. 25 апреля 1996 года Россия и КНР заключили секретное межправительственное соглашение о сотрудничестве в области космических технологий. В результате группа китайских тайконавтов прошла подготовку в Звездном городке, Китай приобрел у РКК «Энергия» макет аппарата «Союз ТМ», а также аппаратуру автоматического сближения и стыковки. Кроме того, российский ЦНИИмаш на коммерческой основе регулярно предоставляет китайскому партнеру документацию по многим аспектам создания пилотируемого корабля.
Неудивительно, что орбитальный корабль «Шэньчжоу» во множестве деталей напоминает российский «Союз». Да и сам «Великий поход» имеет множество заимствований — и от советских «Союзов», и от французских «Арианов». Но в результате все вполне удалось. Первый космический корабль, способный доставить человека на орбиту, успешно стартовал 20 ноября 1999 года. Почти сутки корабль кружил вокруг Земли, а затем его посадочная капсула совершила мягкую посадку в пустыне Внутренней Монголии. Чуть больше года спустя стартовал второй «Шэньчжоу». На его борту находились обезьяна, собака, кролик и улитки. Корабль облетел Землю 108 раз и через неделю после старта успешно приземлился. «Шэньчжоу-3», стартовавший 25 марта 2002 года, как и его предшественник, облетел вокруг Земли 108 раз. На борту на этот раз находились начиненные сенсорами манекены. Единственной формой органической жизни на борту были несколько куриных яиц. Яйца прожили неделю в космосе, а по возвращении на Землю из них вылупились цыплята.
Последний эксперимент состоялся 30 декабря 2002 года. Корабль «Шэньчжоу-4» также провел на орбите неделю. После его приземления китайские власти объявили, что «миссия удалась на 100%» и доказала, что Китай готов запустить человека в космос.

Самый обычный парень


Оставалась только одна интрига — кто полетит и когда. Сначала говорили, что старт назначен на 2005 год, потом перенесли его на 2003-й. Назывались разные месяцы, и даже количество тайконавтов сообщалось неточно. Сначала сообщали, что готовятся 12 пилотов ВВС Народно-освободительной армии (под конец их было уже 14), а полетят трое из них. Затем экипаж сократили до двух человек, а в результате остался только один. Китайцы даже обнародовали его имя — Чень Лун, но в итоге все-таки перехитрили весь мир. 25 октября в космос стартовал совершенно другой летчик — Ян Ливэй.
Китайский Гагарин — такой же простой парень, как и наш. Родился в 1965 году в уезде Суйчжун северо-восточной провинции Ляонин в семье учителя и сотрудника агрофирмы. С 18 лет — естественно, в рядах Народно-освободительной армии Китая, в 1987 году окончил 8-е авиационное училище НОАК и имеет степень бакалавра. Супруга космонавта Чжан Юймэй тоже офицер НОАК и проходит службу в одном из космических центров Китая. У Ян Ливэя есть 9-летний сын (пока не офицер). Космонавт увлекается плаванием и конькобежным спортом. Говорят, что в течение трех лет, пока длились тренировки, он не имел возможности видеть родных.
Никаких «поехали», правда, не было. За 21 час, проведенный в трехместном корабле, китайский пионер космонавтики облетел вокруг Земли 14 раз, ловким маневром переместил «Шэньчжоу-5» на кольцевую орбиту на высоте 343 км, а также провел ряд научных экспериментов. А еще, как утверждают китайцы, смог даже разглядеть из космоса Великую китайскую стену.
Еще он успел поесть, отдохнуть от забот и наконец поговорить со своими женой и сыном, а также, конечно, с руководством своей родины, через которое передал всем большой привет. После того как капсула с Ливэем стукнулась о поверхность воспетой Пелевиным Внутренней Монголии, астронавт своим ходом направился к встречающим.

Продолжение следует?


То, что Китай в скором времени запустит на орбиту двух и даже трех тайконавтов, ни у кого не вызывает сомнений — корабль-то трехместный. Китайцы ведут активное сотрудничество с Европейским космическим агентством — они работают над научным проектом «Двойная звезда», задача которого — исследовать влияние Солнца на Землю. Пекин, кроме того, намерен вложить значительную сумму в европейскую навигационную систему «Галилео».
Но Китай претендует на нечто гораздо большее. Уже объявлено, что Китай энергично работает над созданием собственного космического челнока. В китайских источниках утверждается, что стратегическими целями является создание собственной орбитальной станции, освоение ресурсов Луны с созданием на ее поверхности постоянно действующей обитаемой базы, а также полеты автоматических и пилотируемых кораблей на Луну и Марс. Обозначены и промежуточные даты реализации этого проекта века. Так, уже в 2010–2012 годах намечено завершить первую фазу лунных исследований и разместить там базу. Что касается предполагаемых сроков полета к Красной планете, то тут китайские ученые менее категоричны — они называют приблизительно 2030 год.
И это уже беспокоит многих. «Если китайцы приземлятся на Луне, расклад сил полностью изменится, — говорит профессор Маккерди из NASA. — Во-первых, это докажет, что у них очень много денег. А во-вторых, можно будет говорить, что китайская технология ничем не хуже западной».
Вопрос в том, насколько эти планы реальны. Ведь для этого Китаю потребуются технологии, которые, возможно, будет просто не у кого купить или украсть. Эти амбициозные цели США только ставит перед собой, а Россия, по-видимому, на долгое время утратила лидерство в космической гонке. Ведь недостаток технологий виден даже в конструкции «Великого похода». С технической точки зрения копия получилась хуже оригинала, а ведь оригиналу-то уже полвека. И если не случится каких-то фундаментальных технологических прорывов, Луна так и окажется недоступной для Китая.
Впрочем, разве сам факт того, что в мире стало больше на одну космическую державу, не есть фундаментальный прорыв? Космическим державам стоит готовиться к неожиданностям — похоже, китайцы их еще преподнесут.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Коментарии (1)
Написал(а) kjlfihdsf, в 20:16 23.05.2009
Очень интересно 
[url=http://spirobank.org.ua].[/url]