Частный космос. Путевка на Луну
18.04.2008
ImageЕсли в детстве вы мечтали стать космонавтом, но сегодня на это не оставляют надежды ваш животик, одышка и возраст, не печальтесь. У многих наших современников есть все шансы увидеть своими глазами и ближний космос, и даже Луну. На наших глазах в космонавтике происходит революция: из государственного дела она становится частным бизнесом, более того — аттракционом. Но разве это плохо, если ради развлечения люди вновь станут летать на Луну?
         
ImageГосударственный пшик
Если бы каким-нибудь фантастическим образом мы могли бы перенести человека, жившего в середине 60-х годов прошлого века, на 40 лет вперед — в наше время, он был бы сильно удивлен. Но отнюдь не мощью наших компьютерных технологий. Гостя из недалекого прошлого очень разочаровало бы, как мало мы добились в области космонавтики.
Ведь 40 лет назад, когда человечество только начинало осваивать космос, темпы космической гонки были небывалыми. От первого полета в космос до первого шага человека по Луне прошло всего 8 лет — с 1961-го по 1969-й! Но в 1970-х государства подсчитали свои затраты на космос, и наступило неприятное отрезвление.
Так, каждый модуль, который американцы отправили на Луну, стоил в 15 раз дороже такого же сделанного из золота. Привезенный с Луны грунт обошелся в 35 дороже бриллиантов такой же массы. Наконец, только на Лунную программу США потратили 25,4 миллиарда долларов, а с учетом стоимости космической инфраструктуры — до 100 миллиардов. Это были фантастические деньги: баррель нефти в то время стоил всего 2 (два!) доллара вместо сегодняшних 55, а грамм золота — чуть больше доллара. В общей сложности каждая американская семья заплатила налогами за трансляцию телерепортажа с Луны по 472 «зеленых» — цену приличного автомобиля (в то время). Сколько денег потратил на неудачную лунную ракету Н-1 Советский Союз, точно установить уже нельзя. Но к середине 1970-х и СССР, и США стало ясно: взятый темп космического соревнования не выдерживает ни тот, ни другой соперник.
В наши дни вопрос о технологическом соревновании между социализмом и капитализмом уже не стоит. А раз так, смысла тратить большие деньги на исследования нет. Например, амбициозная космическая программа, о которой заявлял перед выборами Джордж Буш, включающая высадку на Луну и полет на Марс, сейчас под угрозой срыва. Дефицит бюджета американского космического ведомства может достигнуть в ближайшее время 6 миллиардов долларов, да и без этих денег ни о каких лунных полетах можно не думать.
В общем космос, особенно пилотируемый, интересует государства все меньше и меньше. И вряд ли спасет ситуацию даже «великий отстающий» — Китай, два года назад ставший третьей космической державой. В конце концов его ждет такое же разочарование: делать в космосе человеку на сегодняшний день нечего. Но кто сказал, что в космосе нужно именно что-то делать?
      
Частный Гагарин по имени Брайан
От всех взлетов и неудач космических программ недалекого прошлого остался один большой положительный результат. Профессия «космонавт» стала столь элитарной, а космический полет — настолько удивительным событием, что в мире появились десятки миллионов мальчиков и подростков, мечтающих когда-нибудь полететь к звездам. Сегодня этим мальчикам уже за сорок, и многие из них стали очень состоятельными людьми. А некоторые из них по-прежнему хотят осуществить свою детскую мечту.
С другой стороны, за 50 лет развития космонавтики накопилось множество надежных и проверенных технологий по доставке человека на орбиту и даже дальше. Из сплава человеческой прихоти и технологических возможностей просто обязан был появиться космический туризм. Если человеку нечего в космосе делать, значит, он полетит туда отдыхать!
И такой день настал. 29 сентября 2004 года в небо стартовал первый в истории человечества частный космический корабль. Он назывался SpaceShipOne (SS1), а разработал его американский инженер Берт Рутан. Космолет совершил суборбитальный полет, поднявшись на высоту 115 километров.
Космолет Рутана был экспериментальным, и хотя в корабле было три места, никаких пассажиров испытатели с собой не брали. SpaceShipOne был предназначен для победы на конкурсе X-Prize. Условия состязания гласили: тот, кто первый сумеет, не прибегая к помощи государства, доставить трех человек к границе космоса, а потом благополучно вернуть их обратно и дважды в течение 14 дней сможет повторить полет, получит 10 миллионов долларов.
В конкурсе участвовало более 20 команд, и проекты были очень разными. Кто-то строил ракету в гараже и собирался стартовать из собственного сада, другие экспериментировали с космическими «челноками», третьи планировали поднять свой космолет на воздушном шаре. Но удалось довести проект до реализации только Берту Рутану из фирмы Scaled Composites.
Человеком, который вывел SS1 в космос, стал военный пилот Брайан Бинни. Между прочим, ветеран операции «Буря в пустыне» с 33 боевыми вылетами за плечами. Майкл Мелвилл, вице-президент Scaled и первый пилот «челнока», испытывавший его на более низкой высоте — около 60 километров, от космического полета отказался: по его словам, в 63 года такие испытания переносить непросто.

Белый Рыцарь в черном космосе
Детище Берта Рутана обошлось ему примерно в 25 миллионов долларов, а размер приза, который он выиграл, был всего 10 миллионов. Напрасно потраченные деньги? Отнюдь. Для Рутана корабль — лишь демонстрация технологий: его компания как раз занимается исследованиями в области высокотехнологичных материалов. Кстати, среди предыдущих проектов был «Вояджер», первый самолет, обогнувший землю без посадки и дозаправки.
Полет SS1 состоит из трех стадий. Сначала самолет-носитель White Knight (Белый Рыцарь) поднимает «челнок» над пустыней Мохаве на высоту 15 километров. Затем включается двигатель, и корабль за три с небольшим минуты набирает необходимую скорость. Разогнавшись, космоплан по инерции выскакивает в космос, на несколько минут зависает в невесомости, а дальше начинается управляемый спуск. На заданной высоте открываются сложенные до этого крылья, и приземляется «челнок» уже как обычный планер.
Вместо двух пассажиров, которых может поднять SS1, в зачетный полет конкурса летал груз — правилами состязаний это позволялось. Но вскоре от желающих прокатиться в космос, видимо, не будет отбоя. Места в «челноке» будут продаваться в среднем по 200 тысяч долларов. Для полуторачасового полета и нескольких минут невесомости — не так уж мало. Однако предложения конкурентов еще дороже: россияне предлагают слетать на МКС аж за 20 миллионов долларов.
Теперь первый в истории человечества частный космолет займет место в Национальном музее авиации, а на смену ему придет SpaceShip 2 — уже полностью коммерческий проект. Пассажиров в нем будет не три, а пять, и летать он будет еще выше.

Билет на Луну
У Рутана уже есть десятки последователей, инженеров-самоучек и коллективов из небольших фирм со всего света, которые вот-вот поднимут в ближний космос свои варианты кораблей и ракет. А тем временем объявлен новый конкурс в частном ракетостроении. 50 миллионов долларов достанутся тому, кто не просто достигнет космоса, а выведет свой корабль на орбиту. Таким образом, кто станет частным Гагариным, решится всего через несколько лет. Причем разработки «частников» — это вовсе не небольшие любительские проекты: им, например, оказалось по силам разработать и построить вполне серьезную ракету-носитель.
Первый старт ракеты Falcon1 производства американской компании SpaceX назначен на середину декабря. В самом «тяжелом» исполнении эта ракета будет доставлять на орбиту до 25 тонн полезного груза. Для сравнения: максимальная грузоподъемность сегодня у американского «Шаттла» 30 тонн, у российского «Протона» — всего 20, а французский «Ариан» берет на борт и того меньше, всего 10 тонн. При всем при этом SpaceX будет запускать свои ракеты по убийственно низкой цене — от 6,7 миллиона долларов. Немудрено, что у компании уже распроданы старты на годы вперед.
А в ближайших планах SpaceX — ракета с чудовищной грузоподъемностью в 100 тонн, на которой без проблем можно полететь не только на Луну, но даже на Марс! Поэтому если частной компании, причем весьма небольшой, по силам создать ракету такой грузоподъемности, то и полет на Луну, скорее всего, будет тоже частным. Миллионеры хотят развлекаться! Раз так, почему бы не предоставить им такую возможность?
Но прежде чем отправиться к планетам, космические туристы должны будут обжиться на орбите. Не позже 2015 года к их услугам будет настоящий космический отель: гостиничный магнат из Лас-Вегаса Роберт Бигелоу активно строит орбитальную гостиницу и даже заключил пари ценой 500 миллионов долларов на то, что не позже 2015 года в таком отеле можно будет поселиться. Гостиница, очень похожая на жилой модуль современной космической станции, будет висеть над Землей на высоте около 500 километров. Между прочим, в проекте отеля «частники» использовали технологии, от которых отказалась из-за их дороговизны NASA: они сделали свой модуль… надувным. Фактически орбитальная гостиница — это огромный баллон из сверхпрочного кевлара, который наполнен воздухом под давлением. Такая конструкция легче и прочнее обычной алюминиевой. А главное — в сдутом состоянии космический дом вполне поместится в грузовой отсек «Шаттла», в рабочем же готов предоставить жителям максимум комфорта и весьма просторные номера.
Между прочим, России тоже есть что предложить в этом состязании за частный космос. В Роскосмосе уже разрабатывается проект туристического полета вокруг Луны. Пока его цена определена в 100 миллионов долларов. Но конкуренция, с которой предстоит столкнуться россиянам, будет очень жесткой. Недаром Берт Рутан намекнул в одном из недавних интервью, что Луна в последнее время притягивает его внимание все больше.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Ваш коментарий будет первым