Солдаты будущего
06.03.2012
Научное отделение Пентагона DARPA — наверное, самая необычная научная организация из тех, что подконтрольны военным. Здесь занимаются только теми такими проектами, которые способны совершить в военном деле революцию, и не размениваются на мелочи. Многое из того, что ученые DARPA воплощают в жизнь, похоже на отрывки из сценариев фантастических фильмов. А к тому, что фантастика даже в научной лаборатории часто не становится реальностью, в DARPA относятся философски. Если из 100 проектов 95 не дадут ничего, а 5 обеспечат грандиозный прорыв в военном деле — это отличный результат. В конце концов, к отложенным идеям можно вернуться потом, когда технологии позволят больше.
Сегодня в сфере интересов научного ведомства Пентагона многое: и лазерные пушки, и беспилотные самолеты, и бесшумные подводные лодки, и многое другое. Но в пылу конструирования новых сверхмощных видов оружия не забыт учеными и простой солдат. Потому что пока главный на поле боя — не боевой робот, а пехотинец. И наука способна сделать его жизнь немного легче.
Image

Текст: Дмитрий Назаров

Одеть и обуть

Чем дальше, тем меньше рядовой Райан или Смит отличаются от просто парня с винтовкой. Нынешний солдат — дорогой профессионал. Во время Второй мировой стоимость солдатского снаряжения составляла 170 долларов в нынешних ценах. Много ли ему было надо: ботинки, винтовка, каска, фляжка да шинель. Во время войны во Вьетнаме солдат «подорожал»: появились бронежилеты, новое оружие — знаменитые винтовки М16, различная оптика: бинокли, прицелы. Тогда одеть и обуть солдата стоило уже 1200 долларов. Но сегодня американский боец носит на себе амуницию стоимостью в автомобиль: в среднем, на солдате «надето» 18 тысяч долларов — в виде бронежилетов, средств наблюдения, спасательного оборудования, средств связи и других электронных устройств. И это не предел: через 10 лет обмундирование «потянет» на 50-60 тысяч долларов, как считают военные эксперты!
Солдаты будущего все больше напоминают рыцарей Средневековья в тяжелых доспехах. Вес снаряжения растет с каждым годом: сегодня пехотинец носит на себе около 34 килограммов. Его дед во Вторую мировую таскал на себе всего 11. А ведь в будущем к этому прибавится система навигации и целеуказания, шлем с дисплеем, системы контроля здоровья. Добавьте батарейки ко всему этому. Ожидаемый суммарный вес снаряжения превышает полцентнера, лишая солдата главного преимущества — мобильности.
Поэтому Пентагон разрабатывает экзоскелет — механический каркас, надеваемый поверх одежды и помогающий быстро бегать даже с центнером за плечами. В идеале экзоскелет заменит человеку руки, ноги и возьмет на себя 95% веса груза. Осталось только решить вопрос, какими будут искусственные «мускулы» — обычная, гидравлическая кинематика не справляется со скоростями современной войны. Кроме того, экзоскелет будет еще и бронежилетом — правда, возможно, что тогда кроме противотанковых ракет появятся и «противосолдатные». Тем более что экзоскелет, помимо того что берет на себя вес амуниции, сможет заметно увеличить скорость бойца, а в будущем сможет, в частности, перелетать через препятствия.
Но не нужно думать, что такой чудо-солдат будет совершенно неуязвим. Если идет война, значит, на ней гибнут люди. Впрочем, убитый на поле боя — дело печальное, но привычное. А вот раненых военные очень и очень не любят. И у них есть на это причины.

Image Вылечить и накормить

У военных есть жестокая, но справедливая поговорка: «Раненый хуже убитого». И это правда. Мертвого достаточно просто похоронить. Раненого же нужно эвакуировать с поля боя, везти в госпиталь, лечить, может быть, выплачивать ему пенсию по инвалидности. Причем чем больше развивается военное искусство, тем больше на поле боя раненых и тем меньше убитых. Усилия военных медиков брошены на то, чтобы помочь раненым.
Кровотечения — наиболее частая причина смерти солдат в боевых условиях. Уже существуют так называемые хитозановые бинты, которые способны остановить практически любое кровотечение. Они изготовляются из хитина — вещества, которое содержится в панцирях множества морских животных, в частности в раковинах моллюсков и ракообразных. Хитозан не вызывает аллергических реакций. Благодаря положительному электрическому заряду он притягивает к себе отрицательно заряженные наружные мембраны (оболочки) красных кровяных клеток, что способствует свертыванию крови. Такие бинты способны остановить кровь из раны даже у больных гемофилией (несвертываемостью крови).
Но остановить кровь — еще полдела. Рану под бинтом нужно лечить. DARPA разработало для этого «умный» бинт. Воздействуя на рану электрическими импульсами, он помогает ей затягиваться в пять раз быстрее. Теперь вместо нескольких недель «подстреленные» в мягкие ткани смогут вернуться в строй за три дня.
Очень часто причиной смерти становится не столько само ранение, сколько болевой шок. А вообще солдату хорошо бы научиться не испытывать боли вообще. Тогда раненые, если они могут двигаться, выползали бы из-под огня сами. Проблема болеутоляющих не нова, занимались ей, в частности, немцы во время Второй мировой. Сегодняшние исследования куда смелее. Калифорнийская фирма Rinat Neuroscience уже начала тестировать на людях препарат под названием RI624 — «вакцину от боли». Она принципиально кардинально отличается от сильнодействующих препаратов на базе морфия. Те воздействуют на мозг, снижая чувствительность организма к болевым ощущениям, а заодно — негативно воздействуя на координацию движений и другие функции. RI624 действует принципиально иначе. Воздействие идет не на мозг, а на нейропептид — гормон, который способствует передаче болевых ощущений от тканей к нервам, тем самым блокируя боль «на месте».
Еще одна разработка — сканер сетчатки глаза, позволяющий мгновенно и на месте диагностировать множество заболеваний, от отравлений до поражения внутренних органов. Такие сканеры разрабатывает компания MD Biotech. В принципе, такие сканеры не новость, но пока они очень большие, размером со стиральную машину. Если удастся сделать их портативными, выживаемость солдат в полевых условиях должна повысится на порядок. Ведь главное в лечении — поставить правильный диагноз.
Солдаты мобильной войны должны быть независимыми не только от полевых госпиталей, но и от полевых кухонь. В DARPA разрабатывают препараты, которые позволят солдатам не есть до пяти дней, не испытывая чувства голода. Сделать это возможно лишь одним способом — изменив обмен веществ. Ученые предлагают изменить работу организма так, чтобы он мог сжигать жиры вместо углеводов. Правда, при этом образуются токсины, но исследователи хотят найти способы сжигать жиры без побочных эффектов.
Солдат будущего должен уметь не только не есть, но и не спать. «Устранение потребности в сне во время активных боевых действий фундаментально изменит стратегию и тактику ведения войны» — так написано на сайте исследовательского агентства Пентагона. Способы достижения — от специальных «противосонных» препаратов до облучения нейронов мозга мощным магнитным полем. Ученые обещают, что в будущем солдат сможет не спать более пяти суток.

Новая война

Изменения, которые затронут солдата будущего, повлияют и на главное — на ту войну, которую ему предстоит вести. И здесь есть хорошие новости — по крайней мере, для солдат. Чем дальше, тем больше человечество понимает: воевать — дело довольно дорогое. И дело даже не в дорогих экзоскелетах или системах контроля за здоровьем солдата. Массовые войны ушли в прошлое, а теперь потери — как свои, так и чужие, становятся неприемлемы для политиков. В результате нас ждет, возможно, еще одна революция в военном деле: бескровная война.
«Не убивать, а выводить из строя» — этот принцип лучше всего описывает, как действует новое оружие, которое военные называют несмертельным. В сегодняшней войне сеять смерть и разрушения стало невыгодно, неэффективно и просто опасно. Ведь можно не разрушать заводы и нефтяные скважины, а захватывать их. Не тратить жизни своих солдат на убийство чужих, а принудить врага сложить оружие бескровно. Наконец, не травмировать общественное сознание и снижать рейтинг президента телевизионными кадрами с пострадавшими женщинами и детьми, хотя бы и вражескими. Для всего этого несмертельное оружие подходит лучше всего.
Началось все с электроники. Современный танк имеет столько рубежей защиты, что пробить его активную броню может только «умный», мощный и дорогой боеприпас. Но если каким-то образом «вырубить» в танке всю электронику, он превращается в элемент ландшафта: ни ездить, ни стрелять без нее танк не сможет. Спалить же электронные блоки в боевой машине куда проще, чем пробить толстую броню.
Поэтому первое, за что взялись военные при создании несмертельного оружия, — «электронные бомбы». Они способны испускать за короткий промежуток времени электромагнитный импульс невероятной силы, выводящий из строя всю электронику противника в радиусе нескольких сотен метров: радары, компьютеры, системы связи, микропроцессоры в двигателях. Такие бомбы уже испытывались в боевых действиях, в частности в Югославии и Ираке.
Еще один способ парализовать противника — воздействовать на его транспорт. В современной войне потерять линии снабжения равносильно капитуляции. Для этого лучше всего подходит химия: специальные составы разъедают колеса грузовиков, превращая их в вязкое желе, а дорогу могут сделать идеально скользким катком. В такой ситуации противник не сможет ни подвозить боеприпасы, ни эвакуировать раненых.
Впрочем, то же самое можно делать с помощью специально выращенных бактерий, для которых резина будет пищей. Они будут сжирать все, от покрышек до резиновых уплотнителей в двигателях. Другие бактерии можно «научить» питаться печатными платами, и они очень быстро съедят всю вражескую электронику. Третьи будут кушать смазочные масла, быстро оставив хранилища ГСМ пустыми, а танки и самолеты — без смазки. Есть и микробы, способные питаться ракетным топливом. Достаточно им попасть в пусковые установки, и ни одна ракета противника не достигнет цели.
Но направление главного удара остается прежним — живая сила противника. Если ее заставить бросить оружие, будет лучше всем — и солдатам, и мирному населению. Для этого учеными Пентагона разрабатываются самые разные приборы и устройства. Назначение одних — деморализовать и посеять панику. Акустические устройства, передающие низко- и высокочастотные колебания, способны вызвать у солдат противника приступы тошноты или диарею, а также головную боль и психические расстройства.
Другая группа несмертельного оружия воздействует на нос: «вонючие» бомбы распространяют такой невыносимый смрад, что ни один человек не сможет находится ближе километра от эпицентра их разрыва. Наконец, опубликованы отчеты о разработке так называемой «секс-бомбы»: будучи сброшенной в окопы, она выделяет химикат, вызывающий неодолимое желание заняться сексом, причем неважно с кем. Солдаты, попавшие под действие этого оружия, теряют интерес к боевым действиям, но начинают очень активно интересоваться товарищами по оружию.
Еще один проект Пентагона связан с использованием насекомых и крыс. Специальные вещества сделают солдат противника излюбленной «едой» для москитов, а вражеские продовольственные запасы — для крыс. А самих солдат можно выводить из строя, например, временно ослепляя их с помощью лазеров. Или стреляя в них резиновыми пулями, о которых так часто говорят по телевизору.
Но самое эффективное несмертельное оружие еще только предстоит создать. Оно должно будет воздействовать прямо на мозг политиков и военных, чтобы те совсем отказались от войн.

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Код:* Code




  Коментарии (3)
Написал(а) Серый, в 15:47 04.02.2010
Уффф!!! Клёвая статейка. Очень много интересного из неё подчеркнул.
Написал(а) Алексей, в 10:06 19.07.2010
:cry ну почему у нас не так не ужели Россия погибла
Написал(а) восток, в 12:20 17.05.2012
все это разработки конца 70х начало80х годов прошлого века . в основу закладывается бесконтактная война ,в том числе и с потерями в людях,технике